Удивительно, но Ницше точно описал концепцию формирования сновидения за 17 лет до Зигмунда Фрейда в книге "Человеческое, слишком человеческое" 1878 года. Фрейд скорее развил главную мысль и опубликовал свой труд "Толкование сновидений" в 1895 году.
Во сне в нашем теле происходят миллионы химических процессов, множество нервных возбуждений, физиологических процессов во внутренних органах. Кроме того, нервная система считывает (пусть и в пассивном режиме) информацию с наших органов чувств (кожа, слух, зрение, обоняние). Все эти процессы возбуждаются и затихают, передавая реакции и в мозг.
"Таким образом, у духа есть сотни поводов удивляться и искать причин этого возбуждения; сон же есть поиск и представление причин для этих возбужденных ощущений, т.е. мнимых причин", - замечает философ
Если что-то опоясывает ноги, то человеку может присниться, что это змея. А сильный звук способен стать выстрелом пушки или звоном колокола.
"Умозаключенное таким образом прошлое становится для него, благодаря возбужденной фантазии, настоящим."
Позже Зигмунд Фрейд в своих примерах тоже докажет, что все образы нашего сна - образы, которые мы недавно, пусть и мимолетно, наблюдали в бодрствовании.
Но откуда этот механизм? Ницше предполагает, что дух спящего удовлетворяется первым же объяснением и верит в него (так как во сне мы принимаем сон за реальность), ведь многие десятки тысяч лет люди подобным же образом довольствовались первым объяснением и наяву. Любая догадка, пришедшая в голову, была достаточной для объяснения непонятного примитивному человеку.
"Так, согласно рассказам путешественников, поступают дикари еще и теперь", - писал Ницше.
И самое интересное заключение: именно из-за того, что подобное "сонное мышление" очень простое для мозга (не требует напряжения рассудка и логики), сон становиться отдыхом для нашей головы.
Статья седьмая из цикла по труду Ф. Ницше "Человеческое слишком человеческое".