«В Изpaиле, чтобы быть реалистом, нужно верить в чудеса» — Давид Бен-Гурион.
В далеком 1969 году из портового города Шербур выплыли 5 ракетных катеров отправившись в Израильский город Хайфу.
Сегодня рассказ будет о довольно нетривиальной и в тоже время дерзкой операции «Моссада» — ''Ноев ковчег''.
Израильская разведка в 1969 году умудрилась скоординировать операцию по угону 5 ракетных катеров из города Шербур, ошеломив правительство Франции и всего мира.
У вас наверняка возникает вопрос что должно было произойти чтобы Израиль воровал лодки.
Но для начала нужно окунуться на несколько лет назад.
Предпосылки
На дворе середина 60х годов XX века.
- Война между Израилем и Арабским миром не за горами.
- В ливане быстрым темпом растет мощь НФОП(Народный фронт освобождения Палестины).
- С Израилем западные государства не сильно хотят сотрудничать
из-за давления со стороны Арабских стран, а одним из
поставщиков вооружения пока что остается Франция. - Израиль понимает что, нуждается в модернизации военных сил.
Хочется сделать отступление.
При правлении Гамаля Абдель Насера, Египет был важнейшим союзником на ближнем востоке для Советов. Египет поддерживал СССР на международной арене.
А Советский союз в свою очередь давал Египту кредиты с низким процентом и вёл с ним торговлю(в частности вооружения).
Теперь стоит узнать когда Египет получил столь большое количество военной мощи.
А произошло это в сентябре 1955 года, когда было заключено соглашение между СССР и Египтом, а в сделке соглашалось то что Советы поставят египтянам оружия на сумму более 250 млн долларов, через Чехословакию.
Но и здесь не все однозначно, перед соглашением Насер решал с кем же сотрудничать более тесно, хотел с США, но они отказывались продавать им оружие и пришлось все такие закупаться у СССР.
Есть еще одна загвоздка, в 1950 году США, Великобритания и Франция заключили соглашение, в котором было сказано, что все эти 3 страны не будут поставлять оружие в огромном количестве на ближний восток, чтобы не ухудшить состояние в арабо-израильском конфликте. А впоследствии узнав о поступке СССР, Франция открыто стала поставлять вооружение Израилю.
Франция в 1960х годах была главным поставщиком военной техники Израиля.
Теперь мы примерно понимаем как Израиль дошел до такого.
Lurssen Werft или как в ФРГ лодки строили…
ВМС, ВВС, Израиля в начале 50х годов были довольно плачевным, ведь на вооружении у них стояли орудия времен второй мировой войны. Израиль поняв то что их ВМС нуждаются в модернизации заключили контракт в 1962 году с судостроительной компанией «Lurssen Werft» находящейся в ФРГ.
В основу новых катеров «Саар» легли чертежи немецкого торпедного катера «Ягуар».
Давид Бен-Гурион(премьер-министр Израиля) лично вел переговоры с Аденауэром.
Конрад Аденауэр в то время канцлер ФРГ, в надежде загладить вину Германии перед еврейским народом, согласился на то чтобы Израиль проектировал и строил катера в ФРГ, но с одним условием чтобы вся информация об постройке лодок была строго конфиденциальна. Конечно Аденауэру надо было чтобы все было скрытно, ведь перед ним был сложный выбор, с одной стороны заглаживание вины перед израильтянами, а с другой арабский мир с которым ФРГ не хотелось ухудшать отношения, а только улучшать их.
Строительство шло. В Израильский порт Хайфа уже прибыло 3 ракетных катера из ФРГ, но случилось беда, в американские СМИ просочилась все таки информация о строительстве израильских лодок и к сожалению для Израильского правительства ФРГ(в частности из-за давления со стороны стран Магриба) отказывается от дальнейшего сотрудничества, но согласна на то, чтобы продолжить строительство в другой стране.
И Израиль 26 июля 1965 года заключает контракт с компанией Constructions Mechaniques de Normandie в портовом городе Шербур на северо-западе Франции. В Шербур прибыло около 200 человек израильского военного персонала.
Общее руководство проектом «Шербур» осуществлял глава израильской военной миссии во Франции контр-адмирал Мордехай Лимон.
3 июня 1967 года в разгар острого кризиса между Израилем и Арабами, Франция вводит эмбарго на поставку наступательного вооружения всем сторонам конфликта. Для Израиля это был сильный удар, но за то хоть на катера эмбарго не распространилось. И 25 декабря 1967 года в Хайфу(порт) прибывает первый катер под названием «Мивтах», до конца 1968 года в Израиль прибудут еще 4 катера.
Израиль еще больше убедился в том что им нужны эти корабли, после этого эпизода:
20 октября 1967 года Эсминец «Эйлат» военно-морских сил Израиля, патрулировал Суэцкий канал и приблизившись на максимально близкое расстояние к гавани Порт Саида, где их уже ожидали египетские ракетные катера типа «Комар», Эйлат был обстрелян, а экипаж понес потери, в числе которых 47 погибших и около 40 тяжело раненых военнослужащих.
НФОП(Народный Фронт Освобождения Палестины) — проводит 2 рейда на самолеты, первый раз захватив самолет и не отпускав именно израильтян, а во второй раз обстреляв израильский самолет, в ходе чего был убит 1 гражданин Израиля.
В ответ на это, Израиль спланировал план возмездия. Сам план заключался в том что уничтожить самолеты арабских авиалиний в аэропорту Бейрута(столица Ливана), в итоге 28 декабря 1968 года было уничтожено 13 пассажирских самолетов. Ущерба Ливану было нанесено приблизительно на 50 млн. долларов.
Международная реакция не заставила себя ждать.
Была принята резолюция № 262 осуждающая Израиль. Франции это очень не понравилось, ведь Ливан был одной из их сфер влияния, так еще и входе операции Израиль использовал французские вертолеты.
Президент Франции де Голль, лично осудил Израиль. А спустя 5 дней было введено полное эмбарго в отношение израильтян.
Но после вступления эмбарго в силу, Израиль умудрился увести 2 катера. А случилось это 4 января 1969 года, когда из пристани в штормовое море выплыло 2 катера.
- После отставки де Голля, правительство Израиля надеялось то что эмбарго будет отменено, но новый президент Франции Жорж Помпиду сказал что ситуация с Израилем остается неизменной.
Тут то премьер-министр Израиля Голда Меир попросила составить план по возвращению на родину кораблей, но с одним условием, чтобы вся операция проходила в рамках закона. - Мордехай Лимон и ВМФ Израиля начинают планировать операцию. Планирование длится несколько месяцев.
Ноев ковчег аКи Шербурский проект….
Так как корабли были уже построены, а отдавать их Израилю они не собирались, Франции надо было их как то продать.
В Лондонскую юридическую фирму поступил запрос о регистрации в Панаме «Старбот Компани». В этом плане им помогает Норвежский судостроитель Мартин Сием. И в ноябре этого же года французский владелец верфи в Шербуре получает письмо от ''Старбот'', в котором говорилось нет ли у них быстроходных катеров, для охраны буровых платформ у берегов Аляски.
Стороны начинают переговоры и вроде всем всё нравится.
А пока ведутся переговоры, в Париж прибывает 80 израильских туристов,
а в последствии все приезжают и заселяются в отелях на берегу порта Шербур, в котором уже находилось еще 40 военных Израиля.
22 декабря 1969 года в Париже генерал Лимон, Филипп Амио и Мартин Сием подписали два соглашения. Первое аннулировало контракт с Израилем на покупку катеров. По второму документу «Старбот» покупал катера у верфи CMN за ту же сумму. Соглашения были представлены на ознакомление французским чиновникам. На другой день Лимон, Амио и Сием собрались уже без свидетелей и подписали ещё два соглашения, аннулировавшие вчерашние. Их французам уже не показывали.
Израильские военные уже все прибыли. А перед этим на протяжении нескольких недель израильтяне запускали двигатели катеров, а местные жители уже привыкли к ночным шумам.
МОССАД усыпил бдительность жителей Шербура еще и тем, что часть людей из экипажа катеров, работавшая на судоверфи с самого начала строительства, заказала себе столики и ужин в ресторанах города на Сочельник.
Выход в море был запланирован в ночь с 24 декабря на 25 декабря 1969 года.
И под покровом ночи из судоходной верфи порта Шербура выплыли катера.
Спустя неделю все катера успешно прибыли в Хайфу.
В полдень СМИ выдавали информацию об исчезновении кораблей.
Французы были ой как недовольны. И первым делом выслали из страны Мордехая Лимона. А два французских генерала лишились своих постов.
Дома Мордехая Лимона встретили как героя.
Катера прослужили очень долго, поучаствовав в войне судного дня.
Вот так и закончилась история с угоном катеров у французов.