Начнём с того, что Соборная гора в том виде как мы её сейчас знаем сформировалась только в 1850-х годах, когда был прорублен проезд сквозь крепостную стену и отсыпано Троицкое шоссе, ныне ул.Большая Советская.
Соборный холм сама природа сделала неприступным: с трёх сторон он был защищён глубокими оврагами (овраг с южной стороны был засыпан в середине XIX века), а с северной стороны — рекой Днепр.
Но начнём с начала. Ещё в XI веке Соборный холм был превращён в детинец — укреплённую часть Смоленска. По его периметру возвели искусственные укрепления: вал и частокол, внутри которых находилась резиденция смоленских князей. Это пожалуй было первое укрепление Смоленска на современном его месте.
Весной 1101 года удельный князь Владимир Мономах заложил на детинце первое каменное здание города — Успенский собор. Смоленский историк И.А. Мурзакевич сообщает об том событии так: «Князь Владимир, имея всегдашнее пребывание в Смоленске, мая 3-го в 1-м часу пополудни заложил каменную Соборную церковь во имя Успения Богородицы».
Строительство собора, заложенного знаменитым князем (впоследствии храм чаще называли Мономаховым) вели мастера, прибывшие из Киева, Чернигова и Переяславля. По мнению многих исследователей, своим размерам и красоте храм не уступал новгородскому Софийскому собору. Торжественное освящение состоялось в присутствии Владимира Мономаха в 1103 году.
В 1611 году после почти двулетней обороны Смоленска от войск Речи Посполитой последние его защитники взорвали запасы взрывчатки, хранившейся в погребах вблизи соборного холма, в результате чего рухнула и часть собора, похоронив с собой много женщин и детей. Правда часть историков говорит, что никаких погребов со взрывчаткой не могло быть в подвалах Собора, они находились рядом, на западном склоне холма. Возможно, порох хранился в подвале дома владыки, расположенного рядом. Скорее всего, пороховые запасы приказал уничтожить воевода М.Б. Шеин, чтобы они не достались врагу. А может быть, огонь сам добрался до них, и тогда прогремел страшный взрыв, и своды собора рухнули от взрывной волны. Об этом свидетельствует в своих «Записках» поляк гетман Жолкевский: «Огонь достигнул до запасов пороха (коего было достаточно на несколько лет), который произвёл чрезвычайное действие: взорвана была половина огромной церкви с собравшимися в ней людьми, которые неизвестно даже куда девались, — разбросанные остатки как бы с дымом улетели».
По поводу "подевались". Существует много легенд, исследований и мифов о множестве тайных ходов с Соборного холма уходящих далеко в многочисленные овраги, к Днепру и даже за Днепр. Возможно часть жителей ушла этими тайными ходами.
После захвата Смоленска поляками в 1611 году на Соборном холме были разрушены княжеский терем и домовая церковь, построенные в XII веке. Двухэтажный (первый этаж — каменный, второй — деревянный) княжеский терем находился на восточном краю холма. Его остатки ныне скрыты под смотровой площадкой. Остатки домовой княжеской церкви сохраняются под слоем земли в 40-45 метрах к югу от нынешнего Успенского собора.
Но вернёмся к тайным ходам, подземельям и лазам.
Возле собора до сих пор много секретных ходов, соединяющих городские церкви. Один из них закрыли в середине прошлого века. Профессор СмолГУ Евгений Шмидт рассказывал о том, что рядом с собором проходил подземный ход, выложенный красным кирпичом. В нем прятались беспризорники и мародеры, и там часто дежурила машина НКВД. Чтобы лишить преступников убежища, ход забетонировали.
Ходы замуровывали в разное время не только секретные службы. Многие смоляне помнят, что на холме напротив мэрии была железная дверь. Это был тайный ход в Громовую башню. В 30-е годы в этих помещениях хранились вещи склада НКВД. В начале Великой Отечественной войны там располагался обком партии. Сейчас холм украшен клумбой, и о подземном проходе благополучно забыли. Используется ли как-то этот ход, неизвестно...
Но вернёмся к Соборному холму.
Обороняя город от неприятелей, жители сами взрывали и засыпали подземные ходы, чтобы перекрыть путь врагам. Но подобное экстремальное спасение удавалось не всегда. Во время осады Смоленска Сигизмундом III польские воины все-таки ворвались в город. Благодаря одному из ходов возле стены они смогли взорвать целых три башни крепостной стены и войти в Смоленск.
По мнению историков, ходы были необходимы для того, чтобы во время осады города по ним можно было выбираться за пределы стены. Например, для того чтобы принести воды из Днепра, чем и пользовались защитники города. А ходы между церквами тоже служили для того, чтобы в случае опасности люди могли в них спрятаться, пройдя по подземелью.
По легенде, в 1812 году Наполеон, отступая от Москвы, не мог унести с собой все трофеи, и он оставил в легендарном подземном проходе под Днепром золотую карету. Когда пушечное ядро разрушило старый днепровский мост, оно повредило и подземелье. Подземелье затопила вода, и оно разрушилось.
Спустя полтора века наполеоновский клад пытался найти Гитлер, но безуспешно.
В 1988 году студенты МГУ тоже разыскивали эту карету, но поиски не принесли результата.
Сделаем ещё один возврат назад, ко времени Польской осады 1609-1611 годов.
Вот выдержки из дневника польского офицера, воевавшего на стороне Сигизмунда III: «16 января 1610 г. Русские, заметили наши подкопы, которые мы вели, чтобы взорвать стены порохом. И из своих подкопов, которые окружали несколько башен и частей стены, они начали рыться к тому месту, где были наши мины. Встретившись в подкопе с нашими они стали стрелять… Но так как русские подрылись в бок нашей мины, то не сделали нашим никакого вреда ни пищалями, ни мортирой, которую зарядили огромным каменным ядром и кусками железа и камней.
19 января. Русские подложили в воздуховод нашего подкопа пороховую мину с зашитым в кожу смрадным составом (навоз и помои) и, вероятно, наделали бы нам не мало вреда, но наши, бросив этот подкоп, спустились ниже…
4 февраля. Русские подвели заряд в бок Шембекова подкопа и взорвали его. Большую часть подкопа завалило землей, засыпало самого Шембека и 6 гайдуков, но у Шембека была свободна правая рука – он отрыл себя. Затем, добыв саблю, он проделал себе отверстие и вылез в третьем часу ночи.
14 февраля. Русские подвели порох под наш подкоп, который вел один француз. Взрыв засыпал подкоп и выбросил француза выше стен крепости, но он упал в сугроб и остался жив».
Понятно, что некоторые из этих многочисленных подкопов, опоясывавших стены и башни по периметру, вполне могли сохраниться и до наших дней, так как велись на приличной глубине – ниже фундамента крепости.
Исследователь Трофимовский, составивший во второй половине XIX века историко-статистическое описание Смоленской епархии, писал: «Под амбарами Вознесенского монастыря сохранились подземные ходы в двух направлениях: к Днепру и к Собору. Вход закрыт железными дверьми».
По словам и воспоминаниям сторожил «На Соборном холме существовало несколько подземных ходов. Два хода были под соборной аркой. Один из них вел к Днепру, а другой к Вознесенскому монастырю. Был ход вдоль Днепра к церкви Иоанна Богослова. Но все эти ходы давно замурованы, ибо их изучением должны заниматься специалисты. Ведь это очень опасно».
По предположениям краеведов М.К. Семёнова и А.Я. Трофимова существовал подземный ход, протянувшийся от Соборного холма под Днепром к Гурьевской церкви. Эта версия нашла свое косвенное подтверждение в рассказе одного смоленского старожила, который после войны в составе строительной бригады участвовал в ремонте Успенского Собора. Когда рабочим потребовалось вбить крепежный крюк в одну из стен в подвале, то от удара кувалды стена рухнула. Рабочие залезли в пролом и увидели ступеньки, ведущие в узкий кирпичный ход высотой около двух метров, по которому мог пройти только один человек. Через каждые 20 шагов в стенах хода были небольшие ниши, видимо для того, чтобы два человека могли разминуться. Несмотря на то, что дышалось трудно, рабочие продолжили спуск и прошли довольно далеко пока не услышали шум воды, после чего они повернули назад.
Но опять-таки это всего лишь устное свидетельство. Насколько ему можно доверять?
Существуют рассказы, но уже подтверждаемые из разных источников, что разветвленная система подземелий имелась в Троицком монастыре. Причем, эти подземные шахты были такой глубины, что смоленская макаронная фабрика, располагавшаяся здесь до конца 70-х годов, в течение многих лет сбрасывала туда отходы и мусор. Затем монастырские шахты и туннели были засыпаны.
Судя по рассказам о послевоенном времени, обширные катакомбы имела и Воскресенская церковь, в которой до недавнего времени размещался планетарий. И по одной из версий эти старинные подземелья соединялись с советскими, которые находятся неподалеку.
В качестве небольшого эпилога. Помимо Соборного холма в Смоленске насчитывается с десяток мест где встречаются различные подземные гроты, ходы, лазы. Смоленск покрыт историей и соответствующими её отпечатками.