Автовокзал на улице Розы Люксембург в Полевском стал настоящим пристанищем для бездомных и людей без определенных занятий
Не успел я подойти к автовокзалу «на Розе», как навстречу уже бежит какой-то мужик.
На «табло» – два пропущенных, ярких таких фингала.
– Уважаемый, – говорит, – выручи, дай рублей десять. Я недавно мать похоронил.
Ну я сунул руку в карман, дал ему рубля три-четыре и пошёл дальше. Захожу в здание автовокзала – смотрю: что такое? Да здесь бродяг больше, чем пассажиров!
Подходят ко всем подряд, просят денег, кто-то даёт, кто-то отказывает. Возраст побирушек разный – но в основном вполне трудоспособный, пенсионеров я среди них не заметил. Стал невольным свидетелем и такой сцены. Один из них подошёл к другому, сидящему на скамейке, они о чём-то поговорили, после чего тот, который стоял, вдруг заехал «коллеге» с размаху кулаком в глаз, а потом нанёс с ноги удар в туловище. Все стали с интересом наблюдать за тем, что будет дальше. Но боя «Нурмагомедова с Макгрегором» тут не случилось. Из киоска с надписью «Хлеб» выскочила женщина-продавец и встала между участниками конфликта. На этом всё вроде и успокоилось.
Тоже люди
– Весело тут у вас, – говорю я, обращаясь к этой сотруднице булочной. – А почему здесь столько людей без определенного места жительства?
– Ну, кого-то из дома выгнали, кто-то жильё потерял, есть и те, кто сюда просто к приятелям пообщаться приходят.
– Ну и как они себя ведут? Никому не мешают?
– Да по-разному бывает. Когда трезвые, вроде ничего, а когда напьются, начинают драться вусмерть. Деньги просят у пассажиров, когда соберут – покупают еду и сигареты. Здесь не только мужчины, но и женщины есть, даже семейные пары, по-моему. Автовокзал работает до девяти, потом они уходят ночевать где-нибудь в теплотрассах, а утром опять здесь. А куда им деваться? Ночлежки в Полевском нет, а они же всё-таки люди…
Неподалёку, на скамейке автовокзала, ведут «светскую беседу» двое бомжеватого вида господ.
Начинаю их фотографировать – один это заметил и говорит: – А тебе разрешение на съёмку давали?
– Нет, – отвечаю я. – Ну не хотите сниматься, значит не будем. Скажите, а вы не бездомные?
– Нет конечно, – обиделись они. – Мы тут живём неподалеку на улице Розы Люксембург.
– А здесь-то что делаете?
– Да просто пообщаться пришли, кому какое дело.
– Если тебе нужен бомж, – говорит один из моих собеседников, – он вон там под лестницей лежит.
Как Юра пошёл на дно
Гляжу – точно, под лестницей автовокзала лежит, свернувшись и закутавшись в телогрейку, какое-то живое существо. Сложно сказать, сколько он не мылся, но на выставку парижского музея моды Ива Сен-Лорана такого «красавчика», скорее всего, не пустят.
Разбуженный щёлканьем фотоаппарата человек оказался Юрой – 56 лет, бывшим жильцом дома №101 Розы Люксембург. В своём нынешнем состоянии Юра был далеко не всегда, напротив, имел жену и работу. Говорит, что трудился водителем в «Строймеханизации». Всё было как у всех, потом, по словам Юры, жена нашла другого, разменяла квартиру, а Юра получил за свою долю жилья деньги, с которыми поехал мотаться по стране.
– В Пермской области работал, в Тюменской, – загибает он чёрные от грязи и загара пальцы. На северах, в Якутии. Уволили, потом вернулся в Полевской, а здесь ни жилья, ни работы. Есть дочь, но я её не вижу и не общаюсь. Она как-то сказала: «Денег у меня не проси», вот я и не прошу. Встану вот так – протяну руку, кто-нибудь даст копеечку – тем и живу.
– А паспорт у вас есть?
– Есть паспорт. А что толку? Кто меня такого куда возьмёт?
–А ночуете где?
– В подъездах. А куда мне идти? Ни помыться толком, ни переночевать.
– Не избивают?
– Как не избивают. На днях вот ребята-подростки напали. Попали ногой в глаз, ладно хоть не сильно, бывало и хуже.
Вот такие дела. Юра, похоже, на той стадии, которая называется «дном» и хорошо описана в известной пьесе Максима Горького. Не советую никому плеваться в сторону таких, как они, выражать слова осуждения. «От «тюрьмы и от сумы не зарекайся», а уровень жизни падает с такой катастрофической быстротой, что на его месте могут оказаться многие. У Юры, конечно, нет ничего, но нет и ипотеки, которая делает нищими тысячи россиян и заставляет работать и жить «в минус».
А вообще, что делать с такими, как он? Их, как видите, много, они мозолят нам глаза и заставляют отворачиваться. И затыкать носы. А куда их девать? Это часть нашего общества, и это тоже «мы», а от себя, как известно, никуда не деться.
И ещё один момент, имеющий косвенное отношение к теме данной публикации. Автовокзал не просто так стал проходным двором. Размером он с футбольное поле плюс второй этаж, полезной площади задействовано не больше 20 %. При этом кассу частного перевозчика отсюда удалили, она теперь в отдельной будке на улице, люди мёрзнут на холоде, покупая билеты. Не удивительно, что пустующие площади автовокзала заняли те, кому особо некуда идти. А может, отдать им его целиком, тем более что людей без жилья и работы в Полевском становится все больше?
Директор Комплексного центра социального обслуживания населения г. Полевского Лариса Подольская:
– Наши специалисты сегодня же сделают выезд на улицу Розы Люксембург и предпримут необходимые меры, чтобы помочь человеку, живущему под лестницей в здании автовокзала. В поселке Зюзельском у нас есть пункт социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Это помещение рассчитано на одновременное пребывание четырех граждан. Есть горячая вода, душевая кабинка, канализация. Там гражданин может находиться не более 5 дней, за это время помогаем ему определиться с дальнейшей судьбой. Ночлежки в нашем городе нет, но на соседних территориях – это Ачит, Арти, Первоуральск – есть отделения временного проживания, куда мы направляем людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Хочу отметить, что многое здесь зависит от самого человека, его желания начать новую жизнь. А это желание, увы, присутствует далеко не всегда. Например, в прошлом году, в декабре, мы по сигналу граждан выезжали совместно с полицией в район училища № 86, где, как нам сказали, живут бездомные в теплотрассе. Но они открыто нам сказали: «Оставьте нас в покое, нас всё устраивает, мы никуда не поедем». При этом у многих из них есть регистрация и жильё, а в теплотрассе и на автовокзале они просто собираются и живут «коммуной». Добавлю, что в городе Среднеуральске казаками организован реабилитационный центр «Держава» для проживания и реабилитации таких людей. Несколько лет назад мы отправили к ним человека, но буквально через два дня он уже был в Полевском и просил подаяние. Его, как мы узнали, не устраивало то, что в «Державе» надо работать. При этом, хочу подчеркнуть, что тем, кто действительно хочет изменить свою жизнь, наши специалисты всегда готовы прийти на помощь. Будем признательны жителям за информацию о таких гражданах, нуждающихся в помощи – восстановлении документов, лечении и временном жилье. Наши телефоны: 2-39-55, 2-50-66, 2-38-54 (круглосуточно). Также о людях, нуждающихся в социальных услугах любой точки Свердловской области, можно сообщить по специальному номеру: 8-800-300-81-00.