Ироничный блокбастер про чиновников, борющихся с нелегальными инопланетянами, стал одним из самых громких хитов 1997 года. Собрав почти $600 млн в мировом прокате, фильм уступил первое место лишь «Титанику».
Фантастическая комедия пришлась по душе всем, став своеобразными «Охотниками за привидениями» 1990-х. Зрители хвалили Уилла Смита, Томми Ли Джонса и спецэффекты, критики одобрительно кивали в сторону сюжета и общей динамики. При скромном хронометраже в 97 минут, фильм успевает познакомить с толпой персонажей, объяснить работу агентства по делам пришельцев, а заодно показать спасение Земли от галактической угрозы.
Такой оглушительный успех был тем удивительнее, что самая серьезная проблема у «Людей в черном» была как раз в части сценария.
Per aspera
Начать с того, что работа над фильмом началась в далеком 1992-м. За основу был взят мало кому известный одноименный комикс. Одним из первых кандидатов на пост режиссера был Барри Зонненфельд – постоянный оператор братьев Коэнов, успешно перекочевавший в лагерь постановщиков со своей «Семейкой Аддамс» (1991). Однако он остался не в восторге от сценария Эда Соломона.
В той версии предполагалось, что местом действия станут подземные локации в Вашингтоне, Лас Вегасе и городке Лоуренс (штат Канзас). Зонненфельд считал, что события фильма должны происходить только на фоне Нью-Йоркских достопримечательностей. Переработка текста затянулась, и Барри ушел снимать «Достать коротышку» (1995).
Барри Зонненфельд: «Если на Земле и есть инопланетяне, то они могут жить только в Нью-Йорке, ведь это единственное место, где они будут чувствовать себя в своей тарелке и, возможно, им даже не придется маскироваться»
Полноценная работа возобновилась спустя четыре года. Текст был переписан – Стивен Спилберг, выступавший продюсером «Людей в черном», даже вызвал для его окончательной шлифовки Дэвида Кеппа, сценариста «Парка Юрского периода» (1993). Примечательно, что в титрах автором остался только Эд Соломон, ему и сегодня воздают все почести за ироничный и продуманный сюжет.
Главная битва
Съемки были в разгаре, Томми Ли Джонс и Уилл Смит самозабвенно гонялись за Винсентом Д’Онофрио, изображавшим инопланетного жука-мизантропа, но тут у фильма вновь возникли проблемы. Барри Зонненфельд решил, что кульминация слабовата по меркам летнего блокбастера.
По сценарию, в финале агент Джей (Уилл Смит) должен был сойтись в интеллектуальном поединке с главным антагонистом – тем самым жуком Д’Онофрио. Персонажи должны были поспорить о смысле жизни. Кудесник практических спецэффектов Рик Бэйкер со своей командой потратили восемь месяцев на создание гигантской аниматронной куклы инопланетянина для этой сцены. В итоге от нее пришлось отказаться в пользу компьютерной модели, которая умела бегать, драться и закусывать людьми в черном.
За две недели до премьеры
Очередная переделка сюжета ожидала фильм, когда он уже был в монтажной. Отсматривая получающееся кино, режиссер решил, что перегнул палку с действующими сторонами конфликта, из-за чего история стала слишком тяжелой. В оригинальной версии все события крутились вокруг большой войны между инопланетными расами аркиллианцев (Arquillians) и балтианцев (Baltians). Наконец-то договорившись о мире, аркиллианцы собрались преподнести в дар балтианцам свою реликвию – «галактику». Но тут вмешиваются жуки, жаждущие продолжения войны. А поскольку все эти политические игры происходят на Земле, наш шарик оказывается в перекрестии прицелов на фоне грозящего вспыхнуть с новой силой конфликта.
Зонненфельд принял смелое решение поменять сюжет прямо за две недели до премьеры, не прибегая при этом к пересъемкам. Балтианцы испарились из сценария. Для этого часть сцен была полностью переозвучена, а на экранах мониторов в фильме заменены надписи. Угрозой для Земли остался лишь флот аркиллианцев на орбите и жук в Нью-Йорке.
Если вы задавались вопросом, почему два инопланетянина несут какую-то околесицу в сцене в русском ресторане, то знайте: в оригинальной версии это была дипломатическая встреча представителей двух рас, договаривающихся о мире. Переписанные субтитры к инопланетной речи кардинально изменили смысл сцены.
Успех не по сценарию
Чутье не подвело режиссера – мелкие, но серьезные правки не разрушили цельность повествования, но заметно упростили интригу, позволив сосредоточиться на главных героях. Результат – завидные прокатные успехи, любовь зрителей и уважение критиков.
Авральные переделки сценария – отнюдь не редкость для Голливуда. Вот и съемки 25-го фильма о Джеймсе Бонде недавно стартовали без готового сценария. Но в случае с «Людьми в черном» такая практика стала отличительной чертой всей оригинальной трилогии.
В «Людях в черном 2» (2002) изменения носили косметический характер – пришлось переснимать лишь сцены, связанные с разрушенными в 2001 году башнями-близнецами. У «Людей в черном 3» (2012) проблемы были посерьезнее. Съемки начались в ноябре 2010 года, когда еще не был полностью написан третий акт сценария. Кстати, в работе над обоими сиквелами вновь участвовал Дэвид Кепп.
Несмотря на эпистолярные неурядицы, и вторая и третья части приключений агентов Кея и Джея имели большой успех. Суммарно они заработали больше $1 млрд в мировом прокате.
Такие цифры не могли остаться без внимания, и спустя семь лет нам предлагают обновленных и переосмысленных «Людей в черном: Интернешнл» – уже без Уилла Смита, Томми Ли Джонс и даже Барри Зонненфельда.