Найти тему

Рембрандт Харменс ван Рейн. Даная. История шедевра.

15 июня 1985 года в присутствии экскурсионной группы литовец Бронюс Майгис облил серной кислотой «Данаю» Рембрандта, и нанес ей ножом два сквозных пореза длиной 12 см и 2,5 см. Позднее он объяснил свои действия «политическими соображениями». Из-за действия кислоты красочный слой и грунт картины был частично утрачен, лак разложился и помутнел. Картину практически сразу промыли водой, а затем подвергли тщательному обследованию и реставрации. Через 12 лет, осенью 1997 года, «Даная» снова предстала перед посетителями Эрмитажа.

У греков существует миф о дочери царя Аргоса (город в Греции) Акрисия. Ему как-то предсказали, что умрёт он от руки собственного внука. Тогда Акрисий, недолго думая, заточил свою дочь Данаю в башню под стражу. Однако она приглянулась Зевсу, и он проник к ней в виде золотого дождя. В результате этого, Даная забеременела и родила сына Персея. Узнав об этом, Акрисий велел посадить дочь вместе с внуком в бочку и выкинуть в море. Так и сделали, но бочку прибило к берегу, и Даная с Персеем спаслись. Спустя время, на играх, Персей метал диск и случайно попал в отца, который находился среди зрителей. Так сбылось пророчество.
Из этой легенды один момент получил особое распространение среди художников: получение Зевсом любви Данаи благодаря золотому дождю.
Практически на всех картинах, изображающих встречу Данаи и Зевса, присутствует сама Даная, лежащая на кровати, её служанка, держащая наготове мешок для золота, Амур (сын богини любви) и Зевс в виде золотого дождя.
На картине Рембрандта «Даная» золотого дождя нет, и Амур почему-то плачет, и взгляд девушки устремлен куда-то прямо перед собой, за полог.

Сомнения насчёт картины, или История номер 1
В 1656 году Рембрандт обанкротился, всё его имущество конфисковали, в том числе и картины, в том числе и «Данаю». Картины переписывали в его присутствии, он тогда подтвердил, что картина с изображённой женщиной и плачущим амуром, действительно «Даная». Если бы не это его утверждение, спустя время искусствоведы, наверное, давно уже переименовали эту картину: она никак не удовлетворяла условиям мифа. Что изображено на ней? Женщина, по внешнему виду, скорее всего беременная, ждёт, с сомнением и трепетом, кого-то (скорее всего, возлюбленного), и руку нерешительно подняла в приветственном жесте. Здесь изображена любовь, обычная, земная, а не любовь за золото. Совсем не та тема мифа.
Но так как, Рембрандт подтвердил, что это Даная, искусствоведы не могли взять в толк, почему он решил так сильно поменять сюжет. Зачем сковал руки Амуру в изголовье и заставил его плакать?
Ещё одна странная деталь заключалась в модели для Данаи. Главным вдохновителем для него была его жена — Саския. На многих его картинах того периода (картина по первоначальным данным была написана в 1636 году) моделью является именно она, как для просто портретных жанров, так и для мифических сюжетов. Вместе с ней Рембрандт часто писал себя. Лицо же Данаи совсем не похоже на лицо его жены.

История номер 2
Прояснить ситуацию помог рентген, сделанный в середине 20 века. Так была раскрыта первая история картины.
В 1636 году картина была другой. Женщина и служанка (находившаяся тогда по центру), смотрели вверх, на падающий золотой дождь. Даная прощалась с Зевсом, кисть её руки была направлена вниз (это знак прощания). И лицо Данаи было другим — лицом Саскии. Та картина была выдержана в стиле мифа. Однако, уже тогда, Амура Рембрандт написал плачущим и со скованным руками. Он-то знал, что Зевс уходит навсегда, что счастье так мимолётно.
Знал это и Рембрандт. В 1642 году Саския умерла. С этого времени всё в его жизни пошло не так, вплоть до самой смерти.
В 1647 году Рембрандт решил изменить картину. Что его побудило к этому? Единого мнения, как всегда нет. Возможно, он переосмыслил сюжет, решил показать ещё выпуклее, насколько счастье мимолётно. Возможно, на его решение повлияла его тогдашняя связь с Гертье Диркс, по одной версии, во втором варианте изображена именно она.
В некоторых описаниях картины, можно прочитать, что Рембрандт не любил приукрашивать жизнь, изображал людей такими, какие они есть. Что его Даная — женщина весьма не симпатичная... Это ставит меня в тупик. Смотрю на эту картину и вижу, как раз красоту. Красота, прежде всего, в естественности: а Даная написана настолько искусно, что можно угадать её трепет перед долгожданной встречей.
При написании золотого дождя в первом варианте, а во втором — золотого света, Рембрандт добавлял в краску толченый янтарь. Сейчас мы не можем увидеть подлинный свет картины.

Нападение на картину
15 июня 1985 года, субботним утром, в ленинградском (ныне — Санкт-Петербургском) Эрмитаже в присутствии экскурсионной группы молодой мужчина выплеснул на «Данаю» кисти Рембрандта серную кислоту из литровой банки, после чего с криком "Свободу Литве!" дважды пырнул картину ножом.
Преступником оказался душевнобольной литовец Бронюс Майгис, который объяснил свои действия "политическими соображениями".
Человеком, который обезоружил «безумного» Майгиса, оказался Василий Клешевский, белорусский милиционер, а не сотрудник ленинградской милиции, как считалось много лет (!). Тогда еще 30-летний старшина белорусской милиции оказался в Эрмитаже один на один с вандалом в последний день своего отпуска. Благодаря его рассказу выясняется, что в тот день Майгис планировал не только уничтожить картину, но и устроить мощный взрыв.
— В зале с «Данаей» нас было только двое, — рассказывает Василий Клешевский.— Я обернулся, когда услышал, как что-то капает: это полилась кислота. Увидев нож в руке человека, я сначала подумал оглушить его зонтиком, который забыл сдать в гардероб. Но вижу, что он не оборачивается и смотрит на картину. Я быстро подошел к нему, заломил руку с ножом за спину и откинул нож на подоконник. Он не сопротивлялся, а только сказал: «Теперь все». Ко входу в зал подошли две женщины. Видя, что я не знаю, куда с ним идти, одна из них закричала: «Помогите!». И вот только тогда прибежал сержант милиции. Я уже к этому времени поставил Майгиса к стене. Он и тогда не сопротивлялся, только достал платок из кармана. Я не запрещал, потому что, наверное, кислота на руку попала, и он пытался ее вытереть.
А когда мы стали его уже тщательно осматривать, то на поясе я обнаружил приклеенное устройство, размером и формой как плоский фонарик, завернутое в белую бумагу, с отверстием. Я аккуратно оторвал его и положил на подоконник. Взрывателя я там не нашел. Но когда дошли до ног, то в левой штанине спортивного костюма, который он надел под добротный серый костюм, нашли аммоналовую шашку. Сержант уже связался с кем-то и сказал: «Подойдите, здесь «Данаю» облили». Прибежало 3–4 гражданских человека, стали перекрывать зал, женщин удалили. Картина в это время покрывалась бурыми пятнами. И я посоветовал слить кислоту водой из гидранта. Но меня уже не слушали. Поэтому я подумал: зачем лезть не в свой монастырь, и, спросив, нужен ли я здесь, пошел на улицу. Через несколько часов я уезжал в Минск. Сержант даже не записал моих данных.
Спасать шедевр принялись мгновенно, промывая полотно водой. К вечеру реакция была остановлена, но стало очевидно, что 30 процентов авторского письма было утрачено навсегда. Пострадала самая ценная часть картины — женская фигура: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые тут же заполнили стекавшие сверху картины темные краски, перемешанные с лаком и водой. Некоторые детали — например, драпировка, прикрывавшая ноги Данаи — и вовсе исчезли, зато обнаружились ранние редакции картины.
Некоторые предлагали законсервировать шедевр, поместив в хранилище, а в экспозицию представить копию. Однако из Москвы поступила директива: "Восстановить как можно быстрее!" Бригада реставраторов трудилась над восстановлением "Данаи" целых 12 лет. Только натеки с картины снимали более 2 лет. Решено было ничего не дорисовывать и не удалять все последствия катастрофы.
"Даная" в полностью отреставрированном виде появилась перед посетителями музея только в октябре 1997 года и под бронированным стеклом.
Судьба Майгиса сложилась гораздо прозаичнее — он долгое время находился в психушке и отказывался вспоминать эту историю с картиной Рембрандта.