Найти тему
Психология

​​ЗАПОМИНАНИЕ ОБРАЗОВ

Оглавление

​​

Для подключения к системе зрительной памяти можно создать запоминающийся зрительный образ, символизирующий один ключевой предмет, который вы хотите запомнить.

Причина того, что образы так важны для запоминания, заключается в том, что они напрямую связаны с ответственными за зрительно-пространственное восприятие центрами в правом полушарии. Посредством этих участков мозга с усиленными способностями к запоминанию образы создают новую «оболочку» для понятий, с виду запутанных и труднозапоминаемых.

Пример: месяцы, которые приходятся на костяшки пальцев, насчитывают по 31 дню. «Такой простой способ — и я теперь никогда не забуду, в каких месяцах 31 день! За десять секунд я выучил то, чего избегал 20 лет, считая, что сидеть и зубрить эту информацию о месяцах слишком утомительно», — заметил студент-математик.
Барбара Оакли, из книги «Думай, как математик»

КАК РАБОТАЕТ НАША ПАМЯТЬ

-2

По общему представлению, память похожа на устройство последовательной записи, вроде компьютерного диска. На самом деле память не статична, а изменчива; она подобна бумаге, на которой, по мере поступления все новой и новой информации, записываются новые тексты или новые версии старого.

Память — это динамичный, самообновляющийся механизм: мы вспоминаем не само событие, но свое последнее воспоминание о нем и, сами того не замечая, с каждым новым воспоминанием все больше изменяем сюжет.

Таким образом, мы выстраиваем воспоминания в причинно следственный ряд, невольно и бессознательно их пересматривая. Мы постоянно переосмысливаем прошедшее исходя из наших представлений о логичности.

Нассим Талеб, из книги «Черный лебедь»

СЛУЧАЙНОСТЬ И ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
или почему мы верим в то, что у игроков бывают разные периоды

-3

Виной этому наши дофаминовые нейроны. Эти клетки крайне полезны — они помогают нам предсказать события, которые подлежат прогнозированию. Но они также могут сбивать нас с толку, особенно когда мы сталкиваемся с чем-то случайным.

Пример: ученые помещали крысу в лабиринт в форме буквы Т, в дальнем левом или дальнем правом углу которого размещали кусочки еды. Размещение еды было случайным, но не полностью: за относительно длительный период времени в 60% случаев пища оказывалась с левой стороны. Как реагировала на это крыса? Она быстро понимала, что левая сторона более выгодная. В результате она всегда шла в левую часть лабиринта, так что доля успешных попыток равнялась 6о%. Крыса не стремилась к безупречности. Она не пыталась вывести единую теорию Т-образного лабиринта. Она приняла неопределенность награды как данность и научилась довольствоваться вариантом, который давал лучший результат.

Эксперимент был повторен со студентами Йельского университета. В отличие от крыс студенты с их сложными сетями дофаминовых нейронов упрямо искали ускользающую связь, которая определяла расположение награды. Они делали предсказания, а затем пытались учиться на своих ошибках.

Проблема заключалась в том, что предсказывать было нечего: видимая случайность была реальной. Так как студенты отказались удовольствоваться 60%, в результате их процент успешных попыток равнялся 52%. Хотя большинство студентов были убеждены в том, что они находятся на верном пути и скоро обнаружат лежащий в основе эксперимента алгоритм, на самом деле крыса была куда хитрее.

Опасность случайных процессов — таких как азартные игры и баскетбольные броски — состоит в том, что они эксплуатируют недостаток, заложенный в эмоциональный мозг от природы.

Дофаминовые нейроны впадают в такой раж при виде «удачливого» игрока, в прыжке забрасывающего очередной мяч, по мелочи выигрывая в казино или правильно угадывая расположения кусочка пищи, что наш мозг крайне превратно истолковывает реальное положение дел. Мы доверяем своим чувствам и думаем, что различаем определенные схемы там, где в действительности их нет.

Джона Лерер, из книги «Как мы принимаем решения»