Окончание статьи Александра Ососкова "Жизнь нации - это ежедневный плебисцит".
Средний путь в деле национального строительства заключается в формировании новой русско-российской идентичности. Надо признать: русский народ - народ-суперэтнос, главный носитель цивилизационных и культурных начал российской государственности, основа его единства. Поэтому не может быть и тени сомнения в национально-культурном приоритете русских на всей территории России. Это вопрос не прав и привилегий, а обязанности и долга.
Следовательно, национальным государством русских может быть только вся Россия. Однако этот вопрос должен быть решен исключительно на демократических началах.
Для тоталитарных методов государственного и национального строительства в современном мире уже не остается места. Здесь должен быть задействован прежде всего потенциал русской соборности, всечеловечности, всемирной отзывчивости.
Есть глубинный онтологический смысл в словосочетании “русский человек”. По логике языка нельзя сказать “американский человек”, а “русский человек” - можно. Следовательно, мордвин или татарин может сказать: я татарин, но я еще и русский человек. Впрочем так иногда и говорят. Надо бороться за эту идентичность, утверждать ее вступая в диалог, убеждая, доказывая. Но, конечно, исходя из презумпции благожелательности, демонстрируя готовность потесниться, дать место для самобытного развития всем. Ведь нация по природе - демократическая общность. Вне демократии нации нет в принципе, это аксиома.
Так пусть русско-российская нация будет соборно-демократическим образованием, где в максимально возможной форме учитывается интересы, ценности и идеалы всякого этноса, каким бы малым он ни был.
С другой стороны нельзя, конечно, и забывать основной принцип всякой демократии - подчинение меньшинства большинству. Русский суперэтнос пока еще численно преобладает и это должно стать главным ресурсом для формирования “новой исторической общности”.
Конечно, то, что изложено выше, очерчивает только внешние контуры новой идентичности. Но главная тема ежедневного плебисцита - это внутреннее содержание “русскости”, тот уникальный, исключительный незаместимо-личный и эзотерический смысл бытия, которым только русский человек призван дополнить мир.
Александр Ососков, "Жизнь нации - это ежедневный плебисцит", 1999 г.
Предыдущие фрагменты статьи:
1. Русские: кризис идентичности
2. Коммуно-большевистское решение "русского вопроса"
3. "Русский вопрос" и либерал-большевизм
Об авторе:
Александр Ососков. Философ, публицист. Родился 7 апреля 1951 г. в городе Троицк Челябинской области. После 8-го класса в 1966-1968 гг. учился в ГПТУ № 6 по специальности слесарь металлоконструкций, а параллельно в вечерней школе (ШРМ). В 1968-1969 гг. работал на Троицком электромеханическом заводе. В ноябре 1969 г. был призван в Советскую Армию. Служил в качестве радиотелеграфиста в боевом ракетном полку, входящем в состав 5-го научно-исследовательского полигона по испытанию ракетного и космического оружия (Байконур). После окончания службы также работал на ТЭМЗ. В ноябре 1972 г. поступил на подготовительное отделение Уральского государственного университета (Ур. ГУ), после чего в 1973-1978 гг. обучался на философском факультете Ур. ГУ. Распределился в Саратовский политехнический институт на кафедру философии, где и работал практически до выхода на пенсию.
В 1996 году в качестве идеолога Земского Союза активно участвовал в президентских выборах на стороне Зюганова против Ельцина.