В Нижнем Новгороде есть галерея замечательного художника Александра Николаевича Юркова. Судьба маэстро достойна сюжета большого драматического произведения.
Мальчишкой, рожденным в 1935 году в далёком сибирском посёлке Сухой Лог Томской области, в семье ссыльного, он жадно впитывал приемы и хитрости местных ремесленников.
В четырнадцать лет, покинув отчий дом, уехал в Красноярск, где поступил на обучение в художественную школу имени В.И. Сурикова. Глядя на меленького Сашу и его конкурсные работы, выполненные на оберточной бумаге угольком, директор школы предсказал ему будущее: "Мальчик будет художником". Так начался творческий путь подростка, имя которого сегодня известно далеко за пределами России.
Параллельно с обучением, Александр поступил в местный драматический театр в качестве декоратора. На его счету более двухсот оформленных театральных спектаклей в разных городах страны. Здесь и постановки в Москве и Ленинграде, Нижнем Новгороде, где герой нашей статьи служил десять лет главным художником театра драмы.
Но огромным наследием этого талантливого человека являются его картины и уникальный, разработанный им, стиль выполнения. Существует легенда. Как-то театру потребовалось придумать декорации к спектаклю о женщине и ее непростой любви. Содержание пьесы запрашивало особого фона: теплого, мягкого, с легкой грустинкой. Александр Николаевич выполнил эскиз из листьев. Природный материал создал неповторимую атмосферу уюта. В нем не кричали краски, не бил в глаза яркий цвет. Эскиз был утвержден единогласно.
Так появилась уникальная техника. В дальнейшем она легла в основу большой коллекции картин, стала смыслом жизни творца, получив название «Флорийская мозаика» — техника, стержнем которой является природный материал (кусочки листьев различных пород деревьев) и капельки клея.
Впервые свои произведения автор представил широкой публике на выставке «Театральный художник вне театра». Затем была открыта персональная галерея «Юрковка».
Примечательно, что художник не выдумывал сюжет своих работ. В них, как в зеркале, отражается повседневная жизнь во всех своих проявлениях. Удивительные творения пронизаны светлой грустью, надеждой на лучшее. В каждой из них ощущается утонченная душа живописца.