Режиссер Владимир Меньшов после неожиданного оглушительного успеха картины "Москва слезам не верит" с трудом пытался нащупать тему следующей своей работы. Понимал, что не имеет права на ошибку. И так коллеги по цеху открыто высказывали недоумение по поводу вручения "Оскара" за обыкновенную, на их взгляд, мелодраму: дескать, непонятно, за что такая высокая награда? Что такого разглядел в ней зритель? Да ладно бы только наш, но ведь и американцы ломились на фильм.
Меньшов напряженно искал идею для новой картины. И нашел ее в.. театре. В "Современнике" шел тогда спектакль "Любовь и голуби". Пьесу написал никому не известный актер Омского драматического театра Владимир Гуркин. Меньшов вспоминал:
"Я был тронут до глубины души. Это как раз та тема, которая заставляет смеяться и плакать."
С выбором актеров на главные роли режиссер определился быстро. Его подкупила невероятно виртуозная игра Нины Дорошиной в спектакле "Современника". Была еще у режиссера мысль пригласить на роль Нади Любовь Полищук, но актриса не смотрелась на фоне Дорошиной с ее аутентичностью, искренностью и сердечностью.
На роль Василия Меньшов предполагал только Александра Михайлова, но у актера был очень плотно сверстан рабочий график, и поначалу он отказался. Потом все же приехал на съемки и режиссер убедился, что его выбор был изначально верным - Михайлов великолепно сыграл на пробах.
К подбору актеров на роли дяди Мити и бабы Шуры режиссер применил нетривиальный подход. Меньшов сразу решил снимать Сергея Юрского. Заминка вышла с поисками актрисы на роль бабы Шуры. И Меньшов решил рискнуть. Обратился с предложением к супруге Юрского, Наталье Теняковой, которая как раз собиралась с дочкой на отдых к морю, и предложил приехать на съемки в Карелию. Как потом вспоминала дочь артистов, Дарья Юрская:
"Вместо солнечного черноморского побережья мы с мамой поперлись в Карелию с ее изысканной красотой и собачьим холодом." https://7days.ru/caravan/2012/10/darya-yurskaya-otets-otkazyvalsya-menya-ponimat/2.htm
Предложение сыграть роль бабки Наталье Теняковой, которой тогда и сорока не исполнилось, можно рассматривать не иначе, как некий эксперимент, граничащий с творческим озорством. Ну или, если угодно, решение, навеянное театральной постановкой - в театре ведь не так важен возраст актера. А у Меньшова в его фильм много чего театрального проникло. И в этом тоже заключается шарм этой картины, её очарование.
Тенякова очень мучилась из-за пластического грима. Ей покрывали лицо пленкой с морщинами; сложный грим "сооружали" по нескольку часов, актрисе приходилось с утра до ночи "носить" это лицо.
Отдельная история - роль разлучницы. Выбор режиссера оказался точным. Людмила Гурченко еще раз доказала, что может сыграть все. Работа актрисы - просто блеск!
Все актеры работу над картиной вспоминают как один из самых ярких периодов в своей творческой карьере. Еще одна цитата из интервью Дарьи Юрской:
"Члены съемочной группы как начали ржать в полном составе, так проржали до финала. Хулиганили они ужасно, импровизировали бесконечно. Сценарий оброс шуточками, словечками." https://7days.ru/caravan/2012/10/darya-yurskaya-otets-otkazyvalsya-menya-ponimat/2.htm
Меньшов, будучи по первому образованию актером ( он закончил Школу-студию МХАТ), поощрял исполнителей на импровизации, давал простор их актерской фантазии - фильм от этого только выиграл.
Дарья Юрская :
"Тот кайф, с которым команда Меньшова делала фильм, на энергетическом уровне передался с пленки зрителю, поэтому его так любят по сей день." https://7days.ru/caravan/2012/10/darya-yurskaya-otets-otkazyvalsya-menya-ponimat/2.htm
Спасибо всем, кто дочитал до конца!
И если статья Вам понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.