Среди некоторых граждан которые любят простые ответы на сложные вопросы, распространено следующее мнение о причине развала СССР. Мол, «страну за фантики продали». Это конечно упрощение, и фантики тут мимо кассы. Но, однако, если говорить о фантиках, как собирательном образе яркого и красивого, что было у западных товаров и не было у советских, то некоторая доля истины тут имеется. И сильнее всего советский дефицит ярких образов бил по детям. Ибо дети даже в большей степени чем женщины хотят в своей жизни получать как можно больше ярких многообразных цветных образов. А вот с этим в СССР была «труба». В том числе, в сфере полиграфии.
Для детей в СССР конечно издавались журналы и книжки. Но в силу большой отсталости советской полиграфической промышленности, даже в 70-х годах советские детские издания выглядели так, словно их печатали в начале века.
В 70-х годах XX века так или иначе многие детские дети узнали, что на Западе существуют специальные журналы для детей и подростков – комиксы. И советским детям конечно хотелось смотреть комиксы.
Самое интересное, что во второй половине 50-х годов, когда Никита Хрущёв понял, что СССР со стороны выглядит до печального угрюма и попытался приблизить образ СССР к образу США, в СССР стали появляться комиксы. Конечно это были не полноценные журналы комиксов, а только отдельные страницы в детском журнале «Весёлые картинки», но выглядели эти комиксы очень и очень неплохо.
Первый номер этого журнала «Весёлые картинки» вышел в сентябре 1956 года. И, между прочим, этот первый номер весьма интересен, потому что выдержан в стилистике комиксов. Вот, например:
Любому ребёнку такое интересно посмотреть.
А это так вообще классический комикс в западном стиле:
И в следующем номере (октябрь 1956-го), как и обещали, продолжение:
Почти весь этот номер журнала такой. Это к слову о том, были ли в СССР комиксы. Оказывается, были. Появление этого журнала во второй половине 50-х и его оформление в стилистике, близкой к американским комиксам, возможно связано с увлечением Хрущёва США. Ну и, опять же, VI всемирный фестиваль молодёжи 1957 года был на носу, так что товар надо было показать лицом, мол, и в СССР есть комиксы. Но позднее «Весёлые картинки» стали меняться. И к середине 70-х этот журнал приобрёл примерно такой вид:
Стишок про сюси-пуси, зайку-бельчонка и большая картинка. Если «ВК» второй половины 50-х могли и более старшие дети смотреть, то эти Зайки и Ёжики были интересны только совсем уж маленьким.
А советским детям, точно также как и их зарубежным сверстникам, хотелось ярких рисованы историй с продолжением про интересных персонажей, а не про ёжиков и зайчиков.
Ведь нет-нет, да и в СССР можно было хотя бы некоторым и хотя бы одним глазком увидеть, что такое настоящие западные комиксы. Был в советской Москве в 70-х годах знаменитый кисок «Зарубежные газеты и журналы», который стоял в переулке возле здания Центрального телеграфа на улице Горького.
На этой фотографии 1976 года этот киоск можно частично видеть под огромной рекламой Союзпечати. К сожалению киоск частично закрыт микроавтобусом.
В этом киоске продавалась пресса из соцстран. Но иногда там «выбрасывали» французский журнал PIF. Ну как «выбрасывали»? Совсем небольшое количество номеров, которые тут же расхватывали случайные счастливцы, а большей частью продавщица киоска продавала знакомым «из-под полы». Вот как выглядел этот журнал.
Для советских детей, которые выросли на «Мурзилке» и унылом журнале «Пионер» это было посильнее «Фауста» Гёте.
Это была капля в море, но хотя бы так этот журнал маленьким ручейком попадал к советским людям и детям. И они – счастливые единицы – могли складывать представление о том, что такое комиксы.
Комиксы был как цветные, так и чёрно-белые.
Цветные были более мультяшные, а чёрно-белые более реалистичными.
Конечно советский ребёнок вряд ли понимал, что было написано в этих забавных пузырях.
Но это было не так уж и важно. В целом-то содержание было понятно. А самое главное, сами рисунки просто завораживали.
Ну и реклама вызывала удивление тоже.
ADIDAS! Это слово как магическое заклинание произносили советские мальчишки в пионерлагерях. Это было что-то сродни фантастики. В форме Adidas играют только игроки сборной страны на мировых чемпионатах! А тут – нате вам – в майках Adidas народ стены красит. Нда…
И снова рисованные истории. И так страница за страницей толстенного журнала.
Журнал PIF был объёмом порядка 70 страниц.
Сравните это с убогим «Мурзилкой», который выходил объёмом 15-20 страниц.
А кроме того, «Мурзилка» выходил раз в месяц, а PIF – каждую неделю. Каждую неделю 70-страничный журнал комиксов, напечатанных на хорошей бумаге!
Комиксы в журнале PIF на все возрастные группы – и для совсем маленьких, и для подростков.
Вот так смотрели иные советские дети, открыв рот, листали эти журналы и до их подсознательно доходило…
…что СССР не такая уж передовая страна в мире.
И ведь что интересно. Журнал PIF был приложением к газете французских коммунистов «L’Humanité». Собственно, именно поэтому он и мог попасть в СССР.
И в честном поединке «Французский Пиф против советского Мурзилки» Мурзилка проигрывал с сухим счётом.
И не нужна была какая-то особенная антисоветская пропаганда. Ребёнку достаточно было посмотреть французский журнал PIF – причём издаваемый под эгидой французской компартии, которая получала субсидии из СССР, и он видел, что Запад красочнее, наряднее, интереснее и привлекательнее СССР.
А потом уже, взрослея, ребёнок начинал замечать, что всё советское всегда оказывается хуже всего аналогичного западного. Всегда и во всём. Любой аналогичный товар, если можно было сравнить советский и западный вариант, говорил всегда одно и тоже: «Западное лучше советского». И первый в мире советский космонавт этого обстоятельства никак не мог компенсировать, увы. Вот так-то.
Так что сегодня иные граждане сколько угодно могут свистеть, как советские люди радовались всему советскому. Советская реальность была полностью противоположной. Не было для советского человека, а особенно для советского ребёнка, больше счастья, чем получить что-нибудь импортное, особенно из капиталистической страны. Такие дела.