Мои выпускники прислали статью с просьбой прокомментировать, что же делать родителям, чтобы их ребёнок не попадал в подобные ситуации. Это даже не статья, это больше похоже на крик боли по детям: http://www.novayagazeta.ru/society/73089.html
Описанная ситуация ужасна и отвратительна.
Я не буду здесь рассматривать виновную сторону.
Предлагаю вам к рассмотрению два важнейших инструмента влияния, взаимодействия родителей и детей, которые могут уберечь от подобного.
ЛЮБОВЬ и ВНИМАНИЕ
Начнём с внимания
Как и в заголовке, в котором необходимо определиться с запятой, современному родителю необходимо определиться с важнейшими правилами воспитания. Важнейшими составляющими этого воспитания. Тем, что ребёнку необходимо более всего от взрослого.
Вот, казалось бы, всё просто и понятно. Ну, любовь, ну, внимание и что? А то, что внимание у родителей, да и у учителей, воспитателей, постоянно путается с контролем.
1. Вместо внимания, ребёнок получает массу ограничений в виде контроля его поведения, что приводит к протесту.
2. Протест в начале мирный, затем перерастает в сопротивление и желание доказать вам, что он может поступать так, как хочет он.
3. В результате, родители усиливают давление контроля, что приводит к двум последствиям: либо к слому внутреннего стержня воли у дитя, либо к полному отторжению ребёнком родителей, их мнения, их заботы, вплоть до побега из дома или из жизни.
Теперь о любви
Сюда же ложится и общепринятое понятие любви. Родительская любовь понимается исключительно как забота. Забота эта бывает тоже двух видов: навязчивая и не навязчивая.
Навязчивая забота
Это когда ребёнок должен жить так, как понимаете вы. Жить должен исходя из вашего представления обо всём мире и о том, какой смысл вы вкладываете:
темы правильного питания, правильного ухода за собой, правильного обучения, правильного развития, правильного общения, правильного времяпровождения и многого другого "правильного".
Выполнение всех этих правил сопровождается сильнейшим давлением, контролем, который родители понимают как "внимание" к своему ребёнку. Под ворохом этих правил дети либо сдаются, становятся "послушными", либо начинают обманывать, уклоняться, протестовать, сопротивляться и мстить. Это про навязчивую заботу.
Ненавязчивая забота
А вот ненавязчивая, она противоположна. Родители считают, что они много делают и так: Ты одет (хоть и в драные штаны), что тебе ещё надо? Или: Да, у нас не разносолы, зато еда есть всегда. Садись, ешь, что дают. Такие родители дают всё, что необходимо ребёнку, как они это понимают, но, это либо на уровне выживания, либо на уровне наплевательства.
Выживание, это когда ребёнок имеет необходимый минимум и ощущает себя, в сравнении со сверстниками, неудачником, человеком третьего сорта.
Наплевательство, это когда родители, чаще всего один/одна, занимаются устройством своей личной жизни, не особо замечая своё дитя, иногда и забывая о нём вовсе. Что может привести ребёнка к ощущению отсутствия любви и не нужности в этом мире.
Итак, мы рассмотрели причины. Давайте перейдём к решению.
ВНИМАНИЕ и ЛЮБОВЬ
Внимание, это видеть своего ребёнка.
Держать его в поле зрения и реагировать на происходящее с ним. Реагировать вовремя, корректно, полноценно. Вы делаете это не из желания из него что-то вылепить или не из страха, что он пойдёт по кривой дорожке. Вы это делаете потому что вы его любите.
Любовь, она внимательна и всесильна.
Вы не заботитесь о том, чтобы ваш ребёнок вдруг не стал плохим человеком, нет. Вы наполняете его своей любовью, нежностью, принятием, что учит ребёнка достоинству. Зная свою высшую цену, что он любим, а потому достоин всего самого лучшего в мире, он идёт путём самосозидания, а не саморазрушения.
Меня когда-то впечатлила речь одного мотивирующего коуча. Он рассказал свой пример. Воспроизвожу по памяти:
Есть люди, которые делают разные вещи, которые меня лично не интересуют. Они либо пьют, либо курят, либо колятся или создают ещё какие-либо угрозы своей жизни. Они говорят мне: Чувак, жизнь даётся один только раз, надо в ней всё попробовать. На что я им отвечаю: Знаешь, я не хочу пробовать класть голову под колесо идущего автобуса. Меня это не интересует.
Вот, так отвечает человек, который ощущает собственное достоинство. Он знает собственную ценность, потому что в его сердце живёт любовь.
Самый важный урок, который нам взрослым необходимо дать детям, это урок любви - полноценной, всеобъемлющей.
Общаться с ребёнком, помочь ему расти, из любви, из принятия, из собственного достоинства - а это уже другая и, тоже очень важная тема.
Всего самого доброго вам и вашим деткам!