"Омен. Перерождение" хорош. Правда вот с названием опять напартачили. Этот фильм не имеет связи с фильмом «Омен» 1976 года. А «Prodigy» – оригинальное название – переводится как «гений», «вундеркинд». Не знаю, сыграло ли это какую-то роль, но если прокатчики хотели сыграть на классическом именитом фильме ужасов, то это, возможно, и не получилось. Да и зачем нечестным образом отсылать к уже имеющимся образцам, хоть и высокого уровня? Тем более этот фильм оказался достойным. Не раз лукавый, причём в прямом смысле этого слова, введёт нас в заблуждение.
Пугает каждого разное, но то, что зрителю не будет скучно – почти гарантия. «Омен: перерождение» – это жутковатая мистика в серых красках, густо замешанная на психологии, философии и семейных отношениях. По большому счёту, это кино – идеальный способ довести до зрителя мысль, что, к сожалению, не всегда всё зависит только от человека. Роковое стечение обстоятельств может нанести мощный удар по дружной и крепкой семье, и после него удары последуют один за другим, а шансов выбраться из этой ситуации и набраться сил, собраться с духом становится всё меньше.
Начать можно с того, что кино смотрится и строго, и выдержанно и эффектно, что в такой комбинации встретишь не так уж часто. Камера то судорожно трясётся, показывая нам, как бежит через лес, часто дыша, изуродованная женщина, а через несколько мгновений камера стильно парит сзади над автомобилем, рассекающем ночную темноту и тут же переключается на вид из салона, и мы видим фигуру, перебегающую дорогу, после чего наблюдаем занос машины.
В некоторых местах фильм резок и быстр, где-то более вдумчив и психологичен – без этого в хорошем хорроре никуда. Ведь только через постепенно проявляющиеся странные, а потом и жуткие детали, через диалоги и интонации мы всё глубже погружаемся в мрачную тайну борьбы за чистую детскую душу.
Вообще, подобно тому, как «Астрал» несколько отклоняется от изъезженной по не лучшим дорогам схемы с вселением в душу дьявола и последующим экзорцизмом, «Омен. Перерождение» так же не предлагает нам наблюдать за одержимым демоном ребёнком, а рассказывает другую историю – тоже интересную, интригующую и пугающую.
Фильм берёт хорошие наработки у зарекомендовавших образцов мистического ужаса и добавляет своё. Многие рецензенты отмечают хорошую игру Тейлор Шиллинг, сыгравшей Сару, маму ребёнка, и Джексона Роберта Скотта, исполнившего роль Майлза – её сына. Лично я смело добавлю сюда и Питера Муни, сыгравшего главу семейства – Джона. Каждый из актёров отыграл убедительно и драматично. Вся семья в нарастающей от бесовского вмешательства сложности отношений показана жизненно, как это ни странно прозвучит. Родители сначала тверды в своих убеждениях и намерениях справляться со сложностями в социализации Майлза, но день за днём ребёнок всё больше представляется угрозой и чем-то непознанным и непредсказуемым. Джон в одном из диалогов говорит:
- С ним опасно находиться под одной крышей.
Отдельного внимания заслуживают диалоги. Давненько по мне не бегали мурашки от диалогов и жестов персонажей, которые тоже играют на атмосферу. В фильме мало скримеров, а там, где они есть, они часто обманывают зрителя и преподносят совершенно другой сюрприз – откуда, как говорится, не ждали. Будьте готовы не быть готовыми ни к чему. А о перевоплощениях Майлза и говорить нечего – надо просто смотреть. Вот мама подходит ночью к сыну и слышит, что он что-то бормочет во сне. Я сначала подумал, что не иначе, как дьявольщину какую-то на латыни, а оказалось – венгерский, и никакая это не молитва.
Что же касается спиритического сеанса, который был проведён с мальчиком, здесь просто высший пилотаж. Наверное, такого поворота, мало кто ожидал.
Спасибо надо сказать и композитору Джозефу Бишара («Заклятие», «Астрал», «Проклятие Анабель»), создавшему грозную, мрачную атмосферу в кинокартине.
Не ждите хэппи-энда. Финал тяжёл, но вполне закономерен, но есть и хорошая новость – нам снова намекнули на продолжение. Будем верить. И даже учитывая всё сказанное, фильм можно считать жизнеутверждающим, потому что призывает беречь души детей и бороться за них.
P.S.
Когда фильм ещё шёл в кинопрокате, в связи с нашей новой кинематографической политикой, количество сеансов и их время были урезаны и неудобны, но сам фильм в этом не виноват. Ему есть что сказать зрителю. А нашим кинематографистам пожелаем работать на результат, а не искать путей технической победы.