Бог меня немножечко осудит
А потом немножечко простит
Прямо из Москвы меня, отсюда
Он к себе на небо пригласит
Строгий, бородатый и усатый
Грозно глянет он из-под бровей:
Неужели сам все написал ты?
- Что ты, что ты - с помощью Твоей!
- Ну то-то же
(с) Дмитрий Пригов
В Большом зале Московской консерватории состоялся необычный концерт.
Никто из актёров, ни Сергей Чонишвили, ни Даниил Страхов, ни Сергей Шнырёв даже не пытался убедить зрителей, что это всё могло быть написано им. То есть они не играют роли поэтов. Они просто наполняют звуком и произносят гениальные слова и строки, написанные другими.
Строки Гумилева, Блока, Мандельштама, Пастернака, Бродского, Самойлова, Кушнера, Рыжего, Пригова и др.
Но произносят так, словно каждый из них и есть автор. Проникновенно, искренне, бережно.
Так трепетно к словам могут относиться только люди, очень хорошо знающие им цену.
И да. Это Слово! Это...
Магия!
Магия живого слова!
И такой эффект легко объяснить, ведь в этом необычном проекте каждый из актёров сам выбирает, что именно он будет читать.
Самое резонирующие, близкое и щемящее. Причём от концерта к концерту тексты могут меняться, как и внутреннее состояние каждого из актёров. Сегодня ближе одно, а завтра что-то другое.
А это и есть жизнь! Наши чувства и эмоции меняются. Наше внутреннее "я" постоянно трансформируется.
И если вдруг ваши собственные "волны" по частоте совпали с состоянием хотя бы одного из актёров, то "магия слова" накроет вас с головой.
И каждый текст будет стучать в висках и ныть в подреберье.
Впрочем, поэзия Серебряного века мало кого оставляет равнодушным не зависимо от эмоционального состояния.
Как остаться равнодушным, например, к этим строкам:
Мне выпало счастье быть русским поэтом.
Мне выпала честь прикасаться к победам.
Мне выпало горе родиться в двадцатом,
В проклятом году и в столетье проклятом.
(с) Давид Самойлов
Какой толщиной кожи надо обладать, чтоб не почувствовать, о чём эти строки, и какая глубина заложена в них?
Зал почувствовал. И замер.
И так всё первое отделение и просидел. Ошеломлённый и молчаливый, не в силах даже аплодировать.
Потому что звучавшие слова требовали тишины. О судьбе, о Родине, о жизни.
Вдохнуть и расслабиться получалось только, когда на смену словам приходила музыка.
Взрывная музыка Алексея Айги и группы «4:33».
Или неспешные звуки органа в исполнении Константина Волостнова. Цветные пятна, которыми во время игры причудливо подсвечивался орган, действовали психоделически.
В итоге невообразимые эмоциональные качели бросали туда-сюда, так что в какой-то момент я даже вдруг захотела, чтоб всё резко закончилось! Вот прямо в эту секунду! Еще пара аккордов, сыгранных скрипкой, и чтоб резкий обрыв! Потому что "чайник уже закипел".
А потом было второе отделение. О любви. Каждое, каждое слово о любви.
К женщине, жизни, Богу.
В России расстаются навсегда.
Ещё один подкинь кусочек льда
в холодный стих.
…И поезда уходят под откос,
…И самолёты, долетев до звёзд,
сгорают в них.
(с) Борис Рыжий
О, как это было страстно и искренне! Стихи, стихи. Актёры сменяли друг друга, а стихи оставались. И любовь оставалась. Она висела как облако над сценой, над залом, над всеми нами. И музыка, музыка.
Голос Сергея Чонишвили я слушала, прикрыв глаза, ибо
Да! Ещё же видео ряд есть! На огромном экране. И помогает поймать "волну".
А в финале огромная благодарность! Ко всему. К этим людям, подарившим нам чудесный вечер, к авторам, чьи стихи звучали, к мирозданию, ко вселенной, к Богу! Ко всему.
За всё, за всё. За мутную зарю.
За хлеб. За соль. Тепло родного крова.
За то, что я вас всех благодарю,
за то, что вы не слышите ни слова.
(с) Борис Рыжий
Но вы всё же услышьте!
Подробности на сайте или в группах в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте или на youtube
Ближайший спектакль 9 июля, 19:00
в Московской Государственной Консерватории им. П.И. Чайковского, Большой зал