Местное население на Кубе очень расслабленно живет, главное — не напрягаться. А что напрягаться то? Всегда тепло, еда на пальмах, ром стоит копейки, медицина — одна из лучших в мире, бесплатная для них. В полной мере глубину их расслабления мы познали, занявшись дайвингом. Наш отель на полуострове Варадеро работал по системе «все включено». Это обозначало, что в стоимость включено два погружения, утром и в обед. За дополнительную плату — третье погружение в день. Осознав в полной мере свои возможности, мы побежали за костюмами для дайвинга.
Собираясь на погружение, я вдруг поняла, что умудрилась забыть дома карточку сертифицированного дайвера. А без карточки — нельзя нырять в приличных местах, это мы знали еще по Мальдивам. Страшно огорченные, мы пошли с чистосердечным признанием к инструкторам по дайвингу. Инструкторы долго не могли понять, что, собственно, не так? Когда наконец мы объяснили, что честно умеем нырять, но карточки лежат дома, в Москве, те радостно посмеялись, похлопали нас по плечу и объявили: «Нет проблем! Пошли погружаться?»
Нас совсем не насторожило, почему же они смеялись. И мы пошли. Обычно, когда погружаешься, инструктор сразу проверяет каждого подотчетного туриста, и просит показать, как ты промываешь маску. Ты промываешь, и показываешь знак: «Все ОК!» — только после этого все продолжают погружение.
Но здесь было не так. Гид-инструктор просто сказал нам: «Следуйте все время за мной!» и нырнул. Мы — за ним. Нырнули, собрались промыть маску, смотрим — а гид чешет куда-то, не оборачиваясь. Мы — за ним. Гид проныривает под небольшим гротом, мы — за ним. И только на выходе из грота он остановился, обернулся и стал ждать, пока все туристы пронырнут грот и соберутся в кучу. А если мы наврали? Он нас видит в первый раз в жизни! Вдруг мы вообще не умеем ничего? Но — это же Куба! Зачем напрягаться? Если вдруг затонем, тогда и будут переживать, а так — доплыли, все в порядке, ну и ладненько.
В дайвинге всех делят на пары, и напарники проверяют друг у друга оборудование — двойной контроль. И туристические системы дыхания оборудованы запасным регулятором, через который может дышать другой человек из твоего баллона. Я очень хороший напарник! Потребляю мало смеси для дыхания, и у меня ее всегда полно остается. Представляете, на Кубе это очень пригодилось!
Когда остаток в баллоне достигает критической отметки, турист должен по правилам сообщить гиду, и вся группа начинает всплытие. Муж, мой постоянный напарник, видимо, был так потрясен таким волшебным отношением к безопасности дайверов, что от волнения надышал смеси больше обычного. Привычка к строгой безопасности от постоянных занятий экстремальными видами спорта — он же не знал, что это не про Кубу. Показывает гиду — маленький запас, надо всплывать. Гид смотрит его манометр, и показывает: «Все ОК!». И продолжает маршрут. Муж — опять. Тот весело сигнализирует: «Все ОК!». Веселый вообще паренек, жизнерадостый.
Закончили маршрут, всплыли повыше, отвисаем группой для растворения газов в крови, чтобы безопасно было вынырнуть наверх. Ну и что? Смесь у мужа полностью заканчивается. Хоп — а дышать нечем. Он мне показывает знак — «Смесь полностью закончена». И глаза такие выразительные!
Ну что, поделилась я своей смесью, не чужой же человек, все-таки.