Сегодня весь музыкальный мир отмечает 137-ой день рождения уникального композитора, пианиста и дирижера, смелого и противоречивого экспериментатора, дерзкого модерниста, разрушителя всех до него существующих музыкальных и театральных стереотипов гениального Стравинского!!!
Игорь Стравинский родился 17 июня 1882 года в пригороде Санкт-Петербурга в городе Ораниенбаум. Он был третьим из четырех сыновей четы профессиональных музыкантов - баса Императорского Мариинского театра Федора Игнатьевича и пианистки Анны Кирилловны. Стравинские были очень гостеприимны, в их доме собирался цвет Петербургской культурной элиты - музыканты, художники, поэты и писатели. Их близкими друзьями были Римский-Корсаков, Лядов, Кюи. Бывал у них в гостях и Федор Михайлович Достоевский. Не удивительно, что дети Стравинских, выросшие в театрально-музыкальной атмосфере, выбрали себе творческие профессии и достигли в них немалых вершин.
Главным учителем Игорь Стравинский всегда считал Римского-Корсакова, серьезные занятия с которым заложили крепкий фундамент основ музыкальной композиции и оркестровки для его будущих модернистских экспериментов.
Бурным расцветом своей популярности Стравинский обязан знакомству с Сергеем Дягилевым, пригласившим его в свои "Русские сезоны" в Париж. Дягилев, со своим богатым опытом и безупречной интуицией, сразу разглядел в невысоком (рост Стравинского всего 160 см), застенчивом молодом человека будущего гения. Он предложил молодому 28-летнему композитору написать музыку к балету "Жар-Птица", премьера которого имела ошеломительный успех. Именно в рамках дягилевских антреприз Стравинский написал самые узнаваемые балеты - "Жар-Птицу"(1910), "Петрушку"(1911) и "Весну священную"(1913).
Начало Первой мировой застало Стравинского с семьей в Швейцарии, а революция 1917 года сделало невозможным его возвращение в Россию. До 1940 года Стравинские живут во Франции, Вторая мировая война заставляет их эмигрировать в США. Только в 1962 Стравинскому было суждено ненадолго приехать на гастроли в Москву и в родной город, тогда советский Ленинград. Несмотря на долгую разлуку с Родиной, прожив большую часть жизни в вынужденной эмиграции, Игорь Стравинский всегда оставался русским композитором.
Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. - говорил о себе и своей музыке Стравинский во время гастролей в Советском Союзе.
Говорят, талантливые люди талантливы во всем. Это про Стравинского. Современников композитора удивляли его энциклопедическая эрудиция, разносторонняя увлеченность и непостижимая работоспособность. Он свободно говорил на 4-х европейских языках, интересовался живописью, психологией, экономикой, математикой, философией. До самых преклонных лет Игорь Федорович проводил за роялем до 12 часов в день. Результатом его таланта и труда стали 4 оперы ("Соловей", "Мавра", "Царь Эдип","Похождения повесы"), 15 балетов, многочисленные хоровые, камерные и симфонические произведения.
«Я вобрал в себя всю историю музыки» - так композитор шутливо отзывался о своем огромном музыкальном наследии.
Безспорно, Стравинский был религиозным человеком. Об этом говорит преобладание духовной тематики в его музыке позднего периода. Кульминацией его творчества стал"Реквием" (1966). Этот шедевр композитор написал в 84-летнем возрасте, как бы подводя итог своих упорных музыкальных трудов и прощаясь со своим слушателем.
Умер Игорь Стравинский 6 апреля 1971 года на 89-ом году жизни в Нью-Йорке. Похоронен в Венеции, согласно своему завещанию, на единственном в мире острове-кладбище Сан-Микеле (Св.Архангела Михаила). Упокоился гениальный композитор рядом со своим близким другом и единомышленником Сергеем Дягилевым.
Спасибо за прочтение)