Найти тему

Топ-способов улучшить произношение

Произношение – вот, что больше всего страдает при изучении иностранного языка. По крайней мере могу сказать это из своей лингвопрактики и из практики изучения иностранных языков в последнее время.

Почему так происходит?

Очень часто приходят студенты с жалобами «сто лет учу английский, а разговаривать красиво не могу». И опять вопрос «почему студенты ищут носителя, который подарит им правильный английский»? Чья вина? Ведь и современные учителя имеют практику заграницей, обладают прекрасным произношением, и самое важное, они бы могли ему обучить… Причины, как нам видится, могут быть следующие:

  • Дедлайны: во многих школах, в том числе и языковых, приоритет – успеть программу в сроки, и редко успевается отработать произношение;
  • Неправильное распределение материала по темам;
  • Неправильные приоритеты в тренировке навыков (напр.предпочтение грамматике или лексике без отработки произношения);
  • Личные предпочтения преподавателя и группы (студента) исключают внимание к произношению;
  • Некомпетентность преподавателя в комплексном преподавании языка.

Что делать?

Как выйти из ситуации, когда поджимают сроки или не хватает практики в отработке произношения, а студенты просят поставить это в основные цели обучения «чтоб разговаривать красиво и «как иностранцы»»?

На самом деле отработка произношения абсолютно не требует чрезвычайных усилий или большого количества времени на подготовку. Главное, помнить основные принципы работы:

! Произношение, как и любой другой навык, любит систему: отрабатывайте регулярно и часто (например, 10-15 мин каждого урока прямо или косвенно должно включать элементы отработки произношения, будь то лексическая или грамматическая тема, либо даже разговорный урок);

! Используйте комплексный подход в обучении, тогда произношение не будет казаться чем-то оторванным от реальности, ненужным и непонятным. Например, если нужно ознакомить студентов с омофонами, стоит не просто прочесть слова с данными звуками, но затем попросить вести их в контекст, обсуждения или любые другие виды практики; либо изучая грамматическую тему ‘Conditionals’ плавно перейти к отработке произношения данной конструкции, в т.ч. сокращений и вопросительных форм, сделать акцент на том, что интонация - тоже элемент произношения и т.д.

! Для дополнительных отработок предложите студентам тематические упражнения, например, у кого-то не подучается выговаривать th и ему требуется дополнительная практика вне группы. Один из хороших ресурсов здесь или здесь. Последний ресурс подойдет и для групповых отработок;

Групповые занятия – очень благодарный вариант для проведения практики произношения, ведь здесь можно подключить разные pronunciation quests, crosswords, puzzles, pair dictations, sound mazes. Здесь на помощь придет уже классический ресурс, “Pronunciation Games”.

Чем еще можно порадовать студентов, отрабатывая произношение?

Итак:

  • Pronunciation warm-up, например, начать занятия труднопроизносимыми словами.
  • Tongue twisters: пожалуй, одна из самых больших коллекций находится здесь.
  • Drilling: о типах и о том, что можно дриллить, читайте здесь.
  • Minimal pairs (sheep/ship,low/ throw, food / good etc)
  • Mimicking pairs (seat – sit, nice – niece etc.)
  • Rhyming games (town – noun, turn – earn, though – low, square – air, paw - store etc)
  • Homophone dictations (band (banned) I´ll (aisle, isle) nose (knows) right (write) there (their, they're) sun (son) etc)
  • Shadow reading (преподаватеь читает текст, студенты следят за текстом и подчеркивают нужную фонему/ слог или ставят ударения – задание определяется перед чтением текста);
  • Stress practice: отработка ударения в словах или фразовые ударения в предложениях (напр. диктанты, аудирование).

Эти и другие идеи можно почерпнуть здесь.

Что-то упустили? Делитесь в комментариях, что бы хотели добавить? Какие любимые упражнения используете для отработки произношения?

Нина Сворак