Найти в Дзене
ТыжИсторик

Посредственный офицерик и его Марсельеза

К посредственностям отнес Клода Жозефа Руже де Лиля Стефан Цвейг. И пусть вас не смущает слово "гений" в его исторической миниатюре. Цвейг назначил гением Руже де Лиля только на одну ночь, когда капитан инженерных войск явил миру свою Марсельезу, а после низверг его до простого обывателя, неудачника, до маленького человека, лишь единожды удостоившегося поцелуя Бога. Однако с той злосчастной ночи что-то безнадежно надломилось в его душе; она отравлена чудовищной жестокостью случая, дозволившего ему три часа пробыть гением, богом, а затем с презрением отшвырнувшего его к прежнему ничтожеству. - Стефан Цвейг. "Гений одной ночи". Родился Клод Жозеф в небольшой французской деревеньке в 1760 году. Из всех склонностей более всего он проявлял себя в музыке и раз даже чуть не удрал из отчего дома с бродячими музыкантами. Но отец, по всему человек суровый и амбициозный, строго наказал сыну строить военную карьеру. Для этого мальчика определили в военную школу, присовокупив к имени двор

К посредственностям отнес Клода Жозефа Руже де Лиля Стефан Цвейг. И пусть вас не смущает слово "гений" в его исторической миниатюре. Цвейг назначил гением Руже де Лиля только на одну ночь, когда капитан инженерных войск явил миру свою Марсельезу, а после низверг его до простого обывателя, неудачника, до маленького человека, лишь единожды удостоившегося поцелуя Бога.

Однако с той злосчастной ночи что-то безнадежно надломилось в его душе; она отравлена чудовищной жестокостью случая, дозволившего ему три часа пробыть гением, богом, а затем с презрением отшвырнувшего его к прежнему ничтожеству. -
Стефан Цвейг. "Гений одной ночи".

Родился Клод Жозеф в небольшой французской деревеньке в 1760 году. Из всех склонностей более всего он проявлял себя в музыке и раз даже чуть не удрал из отчего дома с бродячими музыкантами. Но отец, по всему человек суровый и амбициозный, строго наказал сыну строить военную карьеру.

Руже де Лиль.
Руже де Лиль.

Для этого мальчика определили в военную школу, присовокупив к имени дворянскую частичку "де" (без этого мальчишка из 3-го сословия не мог и мечтать о военном будущем). В свободное время Клод продолжал играть на скрипке, писать стихи, но успеха не имел, как, впрочем, и на армейском поприще. В 1789 году Руже де Лиль попал в Страсбургский гарнизон, где дослужился до капитана саперных войск.

22 апреля 1792 года революционная Франция объявила войну Австрии. 25 апреля весть докатилась до гарнизона, где проходил службу наш герой. Возбужденный мэр города - Фредерик Дитрих (Дитриш) - выступает перед толпой с ободряющей речью и теми избитыми лозунгами, которые должны замотивировать на победу.

К оружию, граждане! Отечество в опасности! Знамя войны развернуто! Сигнал дан! К ору­жию! Пусть трепещут коронованные дес­поты! Маршируйте! Будем свободными людьми до последнего вздоха и направим все наши стремления на благо всего человечества!

Солдаты получают улучшенный паек и алкоголь, а по страсбургским улицам бежит-струится простенький мотив революционной Карманьолы, способный подтолкнуть разве что к необременительной интрижке, но не к военному подвигу.

Наверное, в тот момент прозорливый Дитрих и смекнул, что наивная мелодия Карманьолы не сможет пробудить героизм ни в одном солдатском сердце. Именно поэтому тем же вечером, собрав у себя весь цвет французской армии, он между делом подкинул своему другу Руже де Лилю смелую идею:

- А напиши-ка ты, братец, патриотичную походную песню для поднятия духа нашей дорогой Рейнской армии!

И Руже де Лиль, не шагнувший в своем творчестве дальше любительских капустников, спокойно так ответил:

- Заметано.

Той же ночью Лиль развернул перед собой листок бумаги, поставил поближе скрипку и... Цвейг фантастически описывает момент рождения Марсельезы:

Ему (Руже де Лилю) даже не приходится сочинять, придумывать, он лишь рифмует, облекает в ритм мелодии переходившие сегодня, в этот знаменательный день, из уст в уста слова, и он выразил, пропел, рассказал в своей песне все, что перечувствовал в тот день весь французский народ.
Не надо ему сочинять и мелодию, сквозь закрытые ставни в комнату проникает ритм улицы, ритм этой тревожной ночи, гневный и вызывающий; его отбивают шаги марширующих солдат, грохот пушечных лафетов.

И всё. Объяснить мистику этой душной апрельской ночи невозможно. Быть может, боги благоволили якобинцам, а может, это были вовсе и не боги, но руки Руже де Лиля сотворили магию со смычком и чернилами, и соединив всё воедино вышла яростная, победоносная, беспощадная Марсельеза.

Руже де Лиль впервые исполняет Марсельезу. И. Пильс.
Руже де Лиль впервые исполняет Марсельезу. И. Пильс.

Правда, ее беспощадность раскрылась вовсе не сразу. Поначалу Марсельеза не выходила за пределы солдатских пивнушек да темных трактиров. Но 10 августа 1792 года революционный мотив ворвался вместе с повстанцами в королевский дворец, положил конец монархии и стал брендом Французской Революции.

Один генерал остроумно написал:

Пришлите тысячу людей подкрепления или тысячу экземпляров Марсельезы
Французскаямарка, 2006 г.
Французскаямарка, 2006 г.

Печаль в том, что отец Марсельезы вовсе не был революционером. Он не поклонился новому режиму и был брошен в тюрьму как контрреволюционер, а его друг - мэр Фредерик Дитрих - в доме которого Марсельеза сделала свои первые шаги, встретился с гильотиной.

Руже де Лиль прожил долгую жизнь, но провел ее в нищете и забвении, и только после смерти удостоился кусочка славы в Доме инвалидов рядом с прахом Наполеона.

Лайк и подписка на канал окрыляют одного ТыжИсторика)

ЧИТАЙТЕ так же:

История одной бороды