Если уж говорить о прогрессивном роке, то первым делом необходимо повести речь о группе «King Crimson». Это одна из самых моих любимых групп, и по оценкам историков и исследователей прог-рока, является первой классической группой в данном жанре.
Хотя начало ничего не предвещало. Могло показаться, что собираются абсолютно случайные люди. Костяк составили Роберт Фрипп/Robert Fripp и Майкл Джайлз/ Michael Giles, до этого игравшие вместе в группе «Giles, Giles & Fripp» и записавшей альбом, который вышел тиражом всего 500 экземпляров.
К ним присоединился музыкант из военного оркестра Иэн Макдональд /Ian McDonald, который вообще не имел понятия о том, что такое рок-группа. Партию баса досталось играть Грегу Лейку/Greg Lake, который вместе с Фриппом вместе учились играть на гитаре у одного и того же учителя. Он же стал вокалистом группы.
Плюс, пожалуй, это был первый случай в музыке, когда автор текстов песен Питер Синфилд / Peter Sinfield не являлся штатным музыкантом группы и не выходил на сцену во время выступлений. Хотя он то и предложил название группы, и соответственно был автором всей этой мрачной концепции и стилистики группы, ставшая впоследствии камнем преткновения и причиной первого распада группы. Хотя безусловно стихи Синфилда были сильными и глубокомысленными, чего впоследствии Малиновым Королям уже никогда не удастся достичь.
Но вот что эти ребята выдали на гора! Их дебютник «In the Court of the Crimson King», записанный в 1969 году, буквально разорвал все имеющиеся музыкальные шаблоны того времени.
Как заявлял сам Фрипп - группа играет в жанре «интеллигентного тяжёлого металла».
С отцом основателем не поспоришь, конечно группа использует много тяжелых риффов (и это явно не металл), но с первой же композиции «21st Century Schizoid Man» их первого же альбома уже начиная где-то со 2 минуты начинает звучать навороченный джаз-рок, добротно приправленный духовыми, и появляется причудливая фрипповская гитарная вязь. Это, пожалуй и станет визитной карточкой King Crimson первого созыва. Плюс ко всему совершенно фантастические раскаты (иногда гнетущие) мелотрона. Особенно в «Epitaph» и одноименной «In The Court Of The Crimson King».
После выхода альбома группа активно начинает обкатывать его на концертных площадках, соседствуя на сцене с очень известными группами того времени. Но они так разительно отличались от своих коллег. Мрачные, «шизоидные» тексты, очень изощренные инструментальные партии, плюс ко всему Роберт Фрипп решивший, что все свои гитарные партии он будет исполнять сидя на табуретке. Очень странное зрелище представляла эта команда.
И вот не выдерживают нервы у Иэна Макдональда. Вероятно, привыкший к дисциплине в военном оркестре, он не справляется с плотной гастрольной жизнью, сопровождаемой крепкими загулами. Он решает покинуть группу. Следом уходит Майкл Джайлз недовольный стилистикой группы. Как окажется позже, они объединяться в проект с незатейливым названием «McDonald And Giles», для того чтобы играть более жизнеутверждающую музыку. Грег Лейк засобирался уйти для создания супергруппы «Emerson, Lake & Palmer».
Второй альбом по сути записывать было не с кем. Тем не менее, набирая новые составы и даже меняя их по ходу дела, Фриппу, как единственной постоянной величине в группе, удалось записать еще три чрезвычайно интересных альбома «In the Wake of Poseidon», «Lizard» и «Islands». Завершилась данная версия группы выпуском крайне невнятного, из-за ужасного качества звука, живого альбома «Earthbound». Тем не менее он, как и все работы кримсонов, ценится фанатами. Может еще и из-за того, что он является единственным концертником в официальной дискографии «King Crimson».
Итак, записав четыре студийных альбома и один концертный, группа «King Crimson» прекратила своё существование. Но, как мы знаем, ненадолго...