Найти в Дзене
karlsson1111111

Бетховен, ученик Сальери

Людвиг Ван Бетховен родился в музыкальной семье: дед был капельмейстером в придворной капелле, отец – тенор. Старший Бетховен с детства изнурял мальчика игрой на клавесине и скрипке в надежде сделать его вторым Моцартом, но, когда эта затея показалась безнадёжной, Иоганн Бетховен махнул рукой. Чему мы должны быть несказанно рады: два Моцарта и ни одного Бетховена – невыгодный размен.

Музыкант с детства мечтал познакомиться с Моцартом. Когда австрийский композитор впервые услышал 12-летнего Людвига, исполняющего собственные произведения, он сказал: «Обратите внимание, о нём скоро все заговорят». Но обстоятельства помешали личной встрече двух гениальных музыкантов. Когда Бетховену было 17 лет, его мать умерла от туберкулёза, отец начал беспробудно пить. Людвиг был вынужден прервать обучение в Вене, чтобы позаботиться о двух младших братьях. А потом он уже не застал кумира в живых, но был в прекрасных отношениях с его другом Антонио Сальери (именно другом; завистником и отравителем его сделала фантазия русского поэта). Бетховен брал уроки у Сальери и был с ним очень дружен. Как-то, уже в 39 лет, не застав его дома, оставил записку: «Приходил ученик Бетховен».

Одно из своих величайших творений, 5-ю симфонию, композитор написал, будучи почти глухим, выстраивая композицию и записывая ноты по памяти. Основная идея симфонии: «От тьмы к свету, через борьбу – к победе». Первая часть Allegro con brio (быстро, с огнём). Вступление к первой части, названная музыкантом «тема судьбы», проходит через всю симфонию как лейтмотив, то угасая, то вспыхивая с новой силой. Эта тема (тот самый «пара-па-пам», который напевают, увидев что-то неожиданное), как проблеск далёкой грозы, напоминает слушателю о неизбежности, фатуме.

В первой части она звучит в унисон, в одновременном звучании разных инструментов оркестра, то вздымаясь штормовой волной, то стихая до громовых отголосков. Во второй части идёт борьба двух тем – напевной, лирической и бравурной, маршевой. Торжественная вторая тема явно обыгрывает французскую «Марсельезу», ведь и сама симфония написана под впечатлением французской революции.

Третья часть, Allegro do minor, скерцо (шутка): здесь постоянно присутствует грозная «тема судьбы», которая, затихая, переходит в постепенно расширяющуюся танцевальную тему. Победное звучание четвёртой части постоянно перемежается «темой судьбы», но теперь она звучит как далёкое воспоминание, тихо и тревожно. И заканчивается финал симфонии грандиозной кодой, символизирующей победу народа над злом и несправедливостью.