В прошлом году на Международном кинофестивале в Роттердаме был богатый выбор фильмов, поскольку всемирно известные режиссеры, такие как Гильермо дель Торо, появились вместе с менее известными режиссерами. Тем не менее, самым интересным аспектом фестиваля на самом деле был не фильм.
В течение первой недели фестиваля тайский режиссер Apichatpong Weerasethakul открыл отель Sleepcinemahotel . Этот проект представлял собой полностью функционирующую гостиницу с общежитием открытого пространства, в котором были кровати, гамаки и душевые..
И все 24 часа в сутки на стенах отеля проецировались гипнагогические образы - то, что вы видите в уме, когда засыпаете. Изображения были спящих животных, спящих людей, облаков и воды. Когда режисера спросили, почему он выбрал этот набор изображений, Вирасетакул ответил:
Море - это место, которое вдохновляет вас думать, согласовывать различные мысли. Горизонт - это граница между днем и ночью. Это вызывает противоречия, такие как смерть и жизнь, сознание и мечты.
В интервью журналу Film Comment Вирасетакул сказал, что он хотел, чтобы гости отеля создавали новые образы в их сознании.
Утром гостям было предложено записать эти образы снов в « Книгу снов ».
Последовательность снов
Этот эксперимент фильма-сна ставит под сомнение цель кино и его функцию в качестве средства, построенного на четком повествовании. Сны и бессознательное состояние являются ключевыми компонентами режиссерских постановок. Вирасетакул глубоко увяз в кругу арт-хаусов и кинофестиваль в Роттердаме оказал решающее влияние на его карьеру. Он получил финансовую поддержку от Фонда Хьюберта Балса в 1998 году, и с тех пор его фильмы постоянно демонстрировались или участвовали в конкурсе.
У фильмов Вирасетакула неизменно было эфирное, сказочное качество. Его свободно построенные рассказы дают минуты тишины и размышления. Таким образом, его работа связана с эстетикой « медленного кино ». Отличительными чертами этого конкретного стиля являются использование чрезвычайно длинных дублей, статичных изображений, моментов тишины и созерцания, а также отсутствие насыщенного действиями повествования - вместо этого предпочтение отдается визуализации повседневного существования его персонажей .
Но разве это искусство?
Очевидно, что это можно рассматривать как противоположность большей части основного рынка. Эта эстетика получила много критики, особенно известный Ник Джеймсом в своей передовой статье для Sight & Sound в апреле 2010 года (недоступно онлайн).
Тем не менее, в некоторой степени, он также присутствовал в основных тарифах. Одна из самых знаменитых сцен в кино - это невероятно длинный выстрел Омара Шарифа, когда он едет на верблюде по гребням монолитных песчаных дюн в Лаврентийском Аравии. Это относится к некоторым отличительным признакам медленного кино, однако повествование все еще присутствует после этой оригинальной последовательности.
Фильмы Weerasethakul можно считать гибридной формой, расположенной между кино, искусством и мечтами - вне мейнстрима.
Если все разные стили, эмоции и темы можно разместить под одной крышей, почему их нельзя увидеть на экране одновременно? Почему бы не использовать неподвижные изображения в фильме для эстетической красоты, а не для повествования? Sleepcinemahotel - самая прямая кульминация искусства.
Учитывая, что у большинства людей есть телефон с камерой, существует опасение, что валюта неподвижного изображения становится обесцениваться . Но движущийся образ жив и здоров. Weerasethakul показывает нам, как представить две формы в одном и том же фильме, что позволяет нам оценить движущееся изображение, а также неподвижную рамку, не только как повествовательное развлечение - но и как художественные формы.