Современные человеческие отношения становятся противны писателю, и он обращается к естественной жизни «отщепенцев» этого мира – нищих, бродяг, артистов, непризнанных художников, детей из неимущих семей. Все эти люди, как пишет В.Воровской в своей статье: «…образуют массу общества, на которой рельефно сказывается вся бессмысленность их существования».
Среди этих безымянных жертв общества Куприн и ищет своих положительных героев. Обитатели глухих углов России, люди, близкие к природе, сохранившие вдали от города душевное здоровье, нравственную чистоту души и свежесть чувств. Так писатель приходит к своему идеалу «естественного человека», свободного от влияния буржуазной цивилизации. Это противопоставление буржуазно-мещанской жизни и природы становится одной из самых главных тем творчества писателя, но, казалось бы, довольно реалистичный конфликт берет свои корни гораздо глубже, еще в романтизме, – столкновение естественной красоты с безобразием внешнего мира.
В 1898 году Куприн пишет повесть «Олеся», где тесно сплетаются реалистические и романтические мотивы. Повесть начинается довольно скучно, кругом зима, дремучий лес, невежественные полесские крестьяне. Серая обыденная жизнь показана Куприным с присущим ему реализмом. Именно так, тяжело жилось крестьянам в то время в Полесье. И вдруг среди реальных дремучих лесов и темных жителей, появляется нечто новое – Олеся, образ несомненно романтический.
Уже в самом начале повести Олеся предстает перед читателем истинной романтической героиней: «В ней не было ничего похожего на местных дивчат…оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности…».
Все в ней благородно и прекрасно. Позже Куприн обращает внимание на ее руки, загрубевшие от работы, но все же изящные и аристократические: «…я обратил внимание на эти руки: они загрубели и почернели от работы, но были невелики и такой красивой формы, что им позавидовали бы многие благовоспитанные девицы» , далее писатель замечает ее манеру говорить и вести себя, как будто она не дикарка из Полесья, а воспитанная благородная девушка: «В Олесе была какая-то природная порядочность и сдержанность…».
Как в такой среде могла появиться девушка, подобная Олесе с такими изумительными способностями? И здесь становится ясно, что образ молодой ведьмы весьма идеализирован, Куприн видит ее именно такой.
Сами романтические мотивы начинают соседствовать с реалистическими как раз с момента появления Олеси. Даже суровое зимнее время года скоро меняется под пером автора в сторону теплой весны. Тут же мы видим и романтическое развитие событий – герои влюбляются, а так же читателям открывается совсем другой мир- мир весны, любви, прекрасной природы. Он возникает внезапно, так же как Иван Тимофеевич и Олеся влюбляются, и так же исчезает, но сохраняется в их душах. Куприн специально выбирает для свиданий героев именно чащу, в которой скрытые от посторонних глаз, они и строят свой сказочный, никому не доступный мир. Своеобразное двоемирие явный признак романтизма.
Далее очень интересны действия самой Олеси. Подобно всем бесстрашным романтическим героям, девушка совершает если не подвиг, то смелый поступок. Она идет в деревенскую церковь ради своего возлюбленного, чтобы доказать всем, что она может быть частью мира того мира, в котором живет Иван Тимофеевич. Последствия же, которые повлекло это действие, напротив, до ужаса реалистичны. С момента избиения главной героини Куприн снова возвращает повесть в реалистическое русло: Олеся уезжает, и Ивану Тимофеевичу остается лишь вспоминать о ее нежной и великодушной любви.
Становится понятным, что Иван Тимофеевич и Олеся – это и есть два мира, реалистический и романтический, которые соприкоснувшись на мгновение, все же не могут стать частью друг друга.
Таким образом, Куприн-романтик старается показать явные преимущества Олеси, но несмотря на это Куприн-реалист довольно ясно осознает абстрактность своего идеала, поэтому в столкновении с «противоестественным» миром героиня все-таки терпит поражение и становится изгоем общества.
Если вам понравилась статья, то пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал!