Когда я уйду, не кричите, не славьте величье моё,
А в душу свою загляните и вдумайтесь в слово моё.
Нужно всегда быть готовым как к согласию, так и к отказу, когда просишь или ждёшь приятного, а тем более когда хочешь сразу его получить.
*
Прежде, чем служить Богу, нужно очиститься от инфекций мира сего. Прежде, чем осознать своё предназначение, нужно излечиться от самомнения.
*
Количество денег в кармане человека является отображением того, насколько его обокрали или насколько он обокрал других.
*
Идти и проповедовать Христа — это просто инфицировать людей, зазывая их от мирских благ к небесным благам. А прийти и сказать человеку, ктό есть он, а не Христос, сказать ему истину о нём, а не о Христе, дать ему возможность осознать и исправить себя, а не восхищаться тем, как хорош Христос, — это и есть истинно благая весть.
*
Бог — это вечный аванс; человек — это вечный долг.
*
Ты знаешь, чтό такое знание ? Это орудие, которое Бог дал нам, чтобы мы, если мы не любим, спасались им от страданий. Ты знаешь, чтό такое любовь ? Это блаженство истинных отношений, ради которого мы отрекаемся от знаний, дабы отдать управление нашими страданиями в Руки Бога. Все стремятся всё знать, чтобы быть господами своей жизни, и все боятся страдать, потому что страдания лишают возможности быть господами.
*
Там, где дают диплом, не учат любить; там, где учат любить, не дают диплома.
*
История — это не развитие, а цепь реакций на реакции. Вырваться из истории можно лишь избавившись от автоматизма реакций.
*
Смысл имеет только то, чтó будет в конце всех концов. Всё остальное — только путь к нему.
*
Человек заболел и слёг. Все стали потихоньку растаскивать его хозяйство, понимая, что оно ему уже не понадобиться. А один ненормальный стащил самого человека и стал за ним ухаживать.
*
Человек, который не плакал и не рыдал от самого себя, не может познать себя.
*
Прочитать книгу и положить на полку — это животное отношение. Прочитать книгу и сказать: «Благодарю Вас» тем людям, которые её создали — это Божественное Отношение.
*
Кéм человек хочет стать, тому он и должен служить.
*
Великое видится на расстоянии… мелкими людьми.
*
Только в голоде можно понять, чтό действительно подкрепляет организм, а чтό лишь отягощает его. Только в одиночестве можно понять, чтό действительно важно для жизни, а чтό является лишь засоряющим её хламом.
*
Если писатель описывает события, явления и перипетии жизни, смысла которых он не понимает и не желает понимать, и даже не задаётся вопросом, то он просто обыкновенный переносчик и сплетник, отличающийся от ещё более обыкновенных переносчиков и сплетников лишь степенью своего умственного масштаба, литературного таланта и сочинительского мастерства.
*
Чтό такое молодость для старости ? — Жизнь.
Чтό такое старость для молодости ? — Смысл жизни.
*
Пусть бедами всеми дарит меня Небо,
Пусть в муках душевных текут мои дни,
Пусть боли и слёзы я ем вместо хлеба, —
Пусть лишь не бессмысленны будут они.
*
Все ищут мудрости, богатства, красоты
И силы, чтоб владеть подлунным миром.
А ты проси лишь вечной чистоты,
Ей отдавай и чувства и мечты,
Ей жертвуй страхом, гордостью и жиром,
Ибо лишь в ней найдёшь спасенье ты.
*
Люди, которые были средством нашего лечения, исправления, исцеления и спасения, или для которых средством были мы, навсегда удаляются из нашей жизни и не могут появиться в ней снова. Они не могут быть ни нашими друзьями, ни братьями, ни сотрудниками, ни спутниками. Потому что не может быть другом тот, кéм тебя резали; и братом тот, кéм тебя жгли; и спутником тот, кéм тебя били и обманывали. Они для нас — только средство в Руках Божиих.
*
Если человек плюёт на вещи, совершенно не ценит их, это говорит о том, что он не ценит и себя, сам не имеет цены. Если человек излишне заботится о вещах, ценит их больше себя, то этим он умаляет или вообще теряет свою ценность. Вещи имеют цену, цену затраченного на них труда — труда Природы и людей, но эта цена никогда не может быть выше цены человека, который любит Господа и боится Его потерять.
*
Проповедовать мира конец,
Предвещая его катастрофу —
Это легче, чем тихо ползти
На свою небольшую Голгофу.
*
Не нужно сект, фальшивых братств,
Преступных средств, пустых богатств, —
Стремись спасти в своей крови
Хоть каплю веры и любви.
*
Ты — моя надежда, вера и любовь.
Не желаю даром проливать я кровь.
Если Ты не веришь, кáк поверю я ?
Если Ты не любишь, в чём любовь моя ?
Если нет надежды у Тебя в Глазах,
Вся моя надежда — лишь словесный прах.
*
Жизнь только в чистоте сердца и разума. Чистота наýчится всему благому, какой бы невежественной, невоспитанной и бездарной она ни была. Учёная же, воспитанная и талантливая грязь только губит и разрушает мир, губит и разрушает всё.
*
Обращаться к Богу в нужде легко, читать книги о Боге ещё легче, рассуждать о Боге — развлечение, проповедовать Бога — просто удовольствие, но отдать себя в Руки Бога — невозможно для того, кто не объят роковой, безоглядной, врождённой любовью к Нему.
*
Каждый хочет жить в другой душе как в раю, не думая о том, что сначала нужно сделать свою душу раем для другой души.
*
Не ждите конца света, он давно уже наступил. Он наступил в тот день, когда вы родились. Каждый из вас — конец света. И этот конец света будет длиться до тех пор, пока каждый из вас не станет началом света.
*
Весь этот мерзкий мир позволен не затем,
Чтоб мы могли в нём жить и наслаждаться всем,
А чтоб во лжи его могли мы честно жить
И знали хорошо, кéм не должны мы быть.
*
Красивое заглавие не пишут наперёд,
Ещё ведь не известно, кáк жизнь твоя пройдёт.
Заботься днём и ночью о братьях и Отце,
А книгу озаглавить не поздно и в конце.
*
Ошибка всех споров, дискуссий, диспутов в том, что за основу берутся выяснение путей к счастью: какой путь лучше, какой хуже, какой ведёт к цели, какой уводит от неё. В то время как тот, кто познал любовь истинную, готов испытывать с любимым как счастье, так и несчастье, а огорчается только одним — разлукой с ним. А они всё спорят и спорят и каждый пытается других перетянуть на свою сторону. А зачем, если ни на одной из сторон нет любви, а только какие-то выгоды, преимущества, прибыли или убытки.
*
Человек каждое мгновение или говорит сам или даёт говорить Богу.
*
Человек должен просить Бога о помощи и учиться владеть в себе прежде всего тем, чтó ему дано в избытке, и чтó, по этой причине, всегда сильней его.
*
Работать над собой намного легче и интересней, чем дать Богу возможность работать над тобой.
*
Я Тебе отношу моё сердце, Ты ко мне Своё сердце относишь,
Ты творишь всё, что мне благотворно, я творю всё, что Ты ни попросишь.
Охраняя святую взаимность, мы с Тобою течём через Вечность,
Всей душою вдыхая Божественность, выдыхая душой Человечность.
*
Если бы в мире каждый проливал столько крови, пота и слёз для ближних, сколько он каждый день говорит или пишет правильных, красивых и мудрых слов, слова были бы не нужны — мир был бы Царством Божиим.
*
Надеяться на Бога способен только тот,
Кто по Его Веленьям не первый день живёт.
Но тот, кто своевольем свой оскверняет путь,
Пускай живёт надеждой скорей с него свернуть.
*
Человек — это всего лишь почва для посева и взращения Бога. Всю жизнь Бог вытесняет, уничтожает, изничтоживает человека, творя через него всё то, что нужно для Общего Блага. Поэтому, когда спрашивают: «Чтó есть человек, что Ты помнишь о нём и обращаешь на него Своё внимание ?», — то ответ оказывается очень прост: человек — есть почва, без которой не будет Бога в этом мире. Поэтому Он очень даже помнит про эту почву и не может не проявлять по отношению к ней Своей предельной заинтересованности.
*
Всё горе не в том, чтó происходит вокруг или внутри, а в том, чтó нам об этом наговорили и продолжают говорить полуслепые и неглубокие люди.
*
Любить можно только Бога. Человека можно только жалеть ради Бога, а значит терпеть ради того, чтобы не разлучиться с Богом, а значит просто или непросто, с желанием или без желания исполнять по отношению к нему Божью Волю.
*
Отличать чистолюбие от честолюбия.
*
Терпеть то, что причиняет мучения и неудобства нужно до тех пор, пока Сам Бог больше не сможет их терпеть и прикажет от них избавиться. Таким образом, в любых муках надо быть терпеливее Бога. Он ведь и Сам заставляет Себя терпеть, но наступает тот день, час, минута, мгновение, когда Он кричит: «Больше не могу» и ты не смей.
*
Одни с помощью предмета рассуждения скрывают своё лицо, никогда ничего не говоря собственно о себе. Другие своим лицом заслоняют суть любого предмета, говоря только о себе. Ницше ничего не умел, кроме второго.
*
Все философские и богословские теории основаны на инстинкте самосохранения. Когда же я встречу того, кто выпросил у Бога инстинкт Богосохранения — сохранения Бога в своей душе.
*
Когда человек слишком долго верит — это плохо. Когда человек слишком рано знает — плохо. Вере нужна мера. Знанию нужно время.
*
Душа разорвана в кровавые куски
И корчится всю жизнь от боли и тоски,
Мечтая привести в единое мгновенье
И юность, и любовь, и мудрость, и спасенье.
*
Чтоб жить, вовек всё сущее любя,
Познай в себе себя и Не-себя,
И Не-себе позволь владеть тобой
И каждый день веди с собою бой.