Вообще оба фильма сняты по рассказам Ли Чайлда. У автора существует целая серия из сорока двух романов о бывшем военном следователе Джеке Ричере. По замыслу Чайлда Ричер выглядит как двухметровый блондин богатырского сложения. Появление в этой роли Тома Круза зрителями было встречено неоднозначно - его внешность никак не соответствовала описанию в романах. Однако создатели фильмов - надо отдать им должное - тщательно отнеслись к подбору актеров и длительное время не могли подобрать актера на эту роль. Рассматривались кандидатуры Брэда Питта, Хью Джекмана, Винса Вона, Джейми Фокса, Дуэйна Джонсона, Уилла Смита (это был бы вообще отпад!), Сильвестра Сталлоне, Джима Керри (вот уж точно неожиданно), Киану Ривза (ага, главный блондин кинематографа) и Эдварда Нортона. Однако впоследствии был приглашен Том Круз и сам Чайлд позднее сказал, что образ, созданный актером на экране, наиболее точно отражает образ, созданный писателем в романе, а внешность не главное.
На сегодняшний день с разницей в 4 года вышло два фильма этой серии. Вроде поговаривали, что планируется экранизировать еще часть романов, но на данный момент никаких известий о начале работ над продолжением нет.
Каждый роман это отдельное повествование и единственное связующее звено между ними это главный герой - Джек Ричер. Так же и с фильмами: оба фильма никак не связаны друг с другом, их объединяет только главный герой, события же разворачиваются в другом месте, с другими людьми и по другому поводу.
Первый фильм вышел в 2012 году и, хотя и получил оценки критиков ниже ожидаемых - чуть больше 7 из 10 возможных, очень полюбился зрителям. Это грамотное произведение с точки зрения выстраивания сюжета. Настоящий добротный детектив, в котором на первом месте не махач, а расследование, логика, ход мыслей, сбор по крупицам улик и доказательств. Сама по себе история выглядит вполне реальной, все поступки персонажей логичны и мотивированы, а мордобой появляется тогда, когда это становится необходимым. Другими словами - этот фильм в духе рассказов о Шерлоке Холмсе.
Второй фильм 2016 года оказался значительно слабее. В нем как раз преобладают беготня и рубилово, а размышлениям, логике, сбору улик уделяется слишком мало времени для того, чтобы сделать этот фильм оригинальным и непохожим на другие. Вся суть в том, что Ричер берется спасать майора Тернер от надуманного обвинения в смерти двух солдат в Афганистане, которые на самом деле были убиты наемниками какой-то левой фирмы, приторговывающей оружием. Вообще не понятно, для чего наемникам надо было проводить такую хитроумную операцию - это же Афган, детка. Для чего надо было устраивать себе геморрой с подставой майора - спиши все на деятельность талибов или кто там у них, устрой взрыв какой-нибудь и дело с концом. Это вам не Палм-бич, это горячая точка, вообще-то. Там внезапная кончина военных норма.
Для остроты ситуации Ричеру выдается предполагаемая дочка Саманта пятнадцати лет. Ее тоже приходится спасать. Дочка должна придать фильму некую лиричность, но придает только банальности. Она выполняет роль слабого звена, чья задача - осложнить процесс собственного спасения по максимуму. В конце фильма Саманта проводит эксперимент: ее мать Кэндис, работающая официанткой, подает Ричеру в кафе заказ, но ни она, ни Ричер друг друга не узнали, при том, что Ричер говорил, что помнит всех женщин, с которыми вступал в интимные отношения. Следовательно, с матерью Саманты он даже не был знаком, но тогда - откуда, черт возьми, Кэндис узнала о существовании Ричера и о том, что он отставной военный? Она же подала на алименты через военную полицию! А в самом конце Саманта и Ричер, успевшие привязаться друг к другу, нежно обнимаются и Ричер начинает хлюпать носом. Ну это уже перебор, товарищи. Это, так сказать, перегибы на местах. Это - разрушение первоначального образа скрытного, не имеющего уязвимостей "старого солдата, не знающего слов любви".
Адвокат Муркрофт говорит Ричеру, что двое военных следователей были убиты пару недель назад. Есть единственный свидетель убийства Дэниэль Прюдомм. А теперь вопрос: как человек, еще две недели назад находившийся в Афганистане, успел вернуться в США "на перекладных" и обширяться наркотой до такой степени, что оказался в бомжатнике?
Увы, второй фильм получился слабее и менее интересным, чем первый. Возможно, дело в смене режиссера. Уж не знаю, по каким причинам студия не нашла общего языка с Кристофером Маккуорри и отказалась от его услуг. "Джек Ричер-2" пополнил собой ряды заурядных боевиков, в которых любили сниматься Сталлоне и Шварценеггер в 90-е годы. В прокате при одинаковом бюджете в 60 миллионов первый фильм собрал более 218 миллионов, а второй на четверть меньше - всего 160 миллионов. Не тот масштаб для фильма с участием такой звезды, как Том Круз. Для сравнения: "Протокол Фантом" собрал почти 700 миллионов. А если бы не Круз в главной роли, то сборы были бы еще меньше.