Найти тему
Les Livres

Юность должна быть ищущей и цветущей – Герман Гессе знает это

Конечно, у меня есть список для чтения, который пополняется уже даже не в геометрической прогрессии. И я со всей самоотверженностью стараюсь ему следовать (мрачно-саркастично усмехаюсь, не веря в собственные слова). Но если и есть такие произведения, ради которых стоит нарушить очередь в списке и пойти в обход, то Гессе определенно относится к таким. Поэтому Оруэлл и Хемингуэй продлили свое ожидание на пару дней из-за «Демиана», а я узнала историю расцветающей изнутри юности.

Эпиграф к роману Г. Гессе "Демиан"
Эпиграф к роману Г. Гессе "Демиан"

Я считаю, что именно с этого произведения стоит начать читать Гессе, чтобы подготовить себя к его дальнейшим… «необычностям». Это по-трогательному честно написанный роман с довольно моралистским определением «роман-воспитание», в котором, будто бы на зло воспитателям, нравоучения заменены на свободное философствование и уроки по принятию себя. Разве не такого наставления (звучащего, как благословение) все мы ищем? И «Демиан» без пафосного максимализма и революционных речей, мягко и тактично, с искренней любовью хочет помочь нам понять одно (но самое, самое главное): всегда и прежде всего человек должен стремится понять себя, объяснить себя, выразить себя и стать самим собой.

Всего за несколько страниц-глав Герман Гессе становится вашим личным проводником в мир эзотерики. Мистика, странные сновидения, сакральность музыки и яркие краски, острое восприятие природы и смешение восточных и западных символов, божеств, философий. К этому обязательно надо добавить дуализм, инотолкование старых истин и самоанализ, самоанализ и еще более глубокий самонализ.

«Демиан» ни в коем случае не является исключением среди произведений с маркировкой Hesse Standard Pack: он только начинает список неоднозначных, полуфантастичных и автобиографичных романов Гессе. Он увидел свет в 1919 г., после многих негативных событий в жизни писателя (война, смерть отца, болезнь жены) и нервного кризиса. Как и «Степной волк», «Демиан» полон юнгианских архетипов и символики. Как и «Степной волк», роман заканчивается внезапно, будто автора вынудили поставить неуверенную точку, будто бы последние страницы романа кто-то подменил, будто бы после долгих скитаний по бурному морю вы внезапно, за один шаг оказываетесь в тихом саду, где нет и малейших признаков воды. Я ожидала финала более мрачного и «демонического», но в целом он вышел даже немного поэтичным и грустным настолько, насколько это нужно.

Flower painting by Bobbie Burgers
Flower painting by Bobbie Burgers

В романе у каждого персонажа есть свое четко определённое назначение: рассказчик – потерянный избранник, органист – его духовный наставник и гуру, госпожа Ева – выражение страсти и идеала, а сам Демиан (имя которого Гессе увидел во сне) – это, конечно, daemon, существо божественного происхождения, который может быть и хорошим, и плохим. Он не демон-искуситель, хотя многие – те, кто никогда не устанут бояться – именно так и скажут, вопя и тыча в него пальцем; нет, Демиан открывает иной смысл каиновой печати, потому что главный грех – это скрывать правду и отбирать у нее половину.

-3