В 1933 англичанин Морис Уилсон собрался покорить Джомолунгму в одиночку, и это самая сумасшедшая история ever, конечно.
Этот одержимый, фанатик или ревностный йог, выберите подходящее — одна из самых странных фигур мирового альпинизма. Больше сотни публикаций в The Times, заседания правительства по его поводу — пожалуй, похоже на пропуск в историю.
Жил себе человек, звали его Морис Уилсон, служил в армии, геройски бился в сражениях Первой мировой — защищал в одиночку пулеметный дот, был награжден Военным Крестом. Никаких гор, никакого альпинизма — зато почти обездвиженная левая рука и в полной мере синдром Ремарка — разрушенное войной поколение мыкается по свету, ищет себе дело и нигде не находит покоя измученной душе. Сегодня мы бы сказали: посттравматический синдром.
Уилсон страдает от туберкулеза, он истощен и слаб; но случается чудо — он встречает йога, и тот делится с ним рецептом здоровья и исполнения желаний: пост и молитва творят чудеса. Уилсон теперь совершенно здоров: он пышет силой и здоровьем и решает — мир должен узнать о йоге (и посте с молитвой, конечно), миру интересен Эверест, там никого не было до сих пор, звучит как челендж, мм?
Уилсону все совершенно ясно: он должен быть первым на Эвересте. Конечно, не обязательно отправляться в Альпы и тренироваться на настоящих ледовых сбросах с веревками и ледорубом. Молитва и пост, повторяет Уилсон — и тренируется в Озерном крае. Пусть высоты всего 1000, и о фирнах, ледниках, да что там, даже кошках, он не знает — неважно. Он человек духа.
Совершенно понятно, что необходимо купить самолет и самому долететь до Тибета (не шутка); современный ему никто не продает, он покупает модель 1925-го года Gypsy Moth, называет его Ever Wrest. Самолет с открытой кабиной? Фигня вопрос — он просто полетит низко. Не умеет летать? Господи, да разве это проблема?
Поистине дерзость Уилсона не знает границ: вот он вылетает в Тибет через Альпы и Африку (только что кабинет министров не дал ему разрешения на полет, господи, какие пустяки — надо разорвать телеграмму и отправиться в путь. И право слово, мелочи, что пилот не сразу смог взлететь). Многие не верили, что он долетит — без умения водить самолет, без компаса, без современных приборов, ориентируясь по школьному атласу.
Но вот Уилсон уже перелетел Средиземное море, вот он в Каире, а вот пожалуйста — в Багдаде. Газеты сходили с ума — полет Уилсона освещался как космическая гонка.
Самое удивительное, что он долетел — вопреки запретам, закрытым для него границам, отказам заправить самолет и даже отобранному школьному атласу.
Уилсон пробрался в Тибет в одежде монаха, притворившись глухонемым.
Подробности восхождения известны из найденного дневника. В 1935 году на высоте около 7000 метров была найдена его палатка и тело. Счастливый день, — последняя запись в тетрадке — только вперед!
Первое успешное одиночное восхождение на Эверест произошло в 1980 году.
Морис Уилсон появляется в романе Рущди «Сатанинские стихи», он изображён как мистик и йог, обитающий на склонах Эвереста.
Он наг, сидит в позе лотоса и в клетчатом шерстяном берете с помпоном.
Все-таки это чума, конечно.