Многие российские авиакомпании сталкиваются с дефицитом пилотов, потому что большинство уезжает работу за рубеж. Прежде всего летчиков привлекает зарплата. «Если у нас в среднем пилот может зарабатывать 400-500 тысяч рублей в месяц, то в зарубежной авиакомпании как минимум на 50-60 процентов больше», — рассказал «URA.RU» председатель профсоюза служб гражданской авиации России Владимир Курочкин. По его словам, наших пилотов ценят за рубежом.
Как оказалось, пилоты «мигрируют» не только из-за зарплаты. Работодатели в азиатских странах обычно предоставляют комфортное жилье и полный соцпакет. Летчики там работают по строгому графику. В России иначе — пилота в любой момент могут выдернуть на работу, даже если у него выходной. Помимо этого, если работник откажется выходить, ему могут устроить неприятности — например, создадут проблемы в ходе медкомиссии.
Один из пилотов, пожелавший сохранить инкогнито, признался «URA.RU», что в большинстве отечественных компаний сотрудников жестко штрафуют: «Чуть что — выговоры, взыскания, перевод на неудобные линии. Приходится экономить топливо, иначе командиру грозит множество проблем и объяснений. Вот многие специалисты и уезжают от всего этого подальше».
Проблема авиационных кадров в России стоит крайне остро, признают эксперты. Большинство из тех, кто уезжает, находят работу в Китае, Южной Корее, Камбодже, Арабских Эмиратах, Вьетнаме. После того, как пилот получает опыт работы командиром корабля в России, его берут в заграничные авиакомпани. «Там наших ребят действительно ценят — они очень выносливые, могут много летать, при этом никогда не бастуют», — рассказал заслуженный пилот РФ Юрий Сытник.
В отрасли все равно остается «немало раздолбаев», отмечает Сытник: «В итоге зачастую при возникновении любой нестандартной ситуации эти люди просто не знают, что делать. И все — катастрофа». Желающих работать в иностранных авиакомпаниях много, но далеко не все туда попадают. Многие пилоты просто не могут сдать международные экзамены.
По данным исследования консалтингового агентства «Авиаперсонал», отток высококвалифицированных пилотов сегодня критичен для авиакомпаний. В ближайшие несколько лет отрасль покинет порядка 2,5 тысячи пилотов, в течение 10 лет — порядка 6,7 тысячи человек в связи с возрастом членов летного состава. Это означает, что более 42% членов летного состава в ближайшие 5 — 10 лет могут потенциально уйти из отрасли.