Найти в Дзене

Капитан Невельской (и один в море воин).

Невельской Г.И. (1813-1876)
Невельской Г.И. (1813-1876)

Геннадий Иванович Невельской вошёл в историю освоения Дальнего Востока своим замечательным «своевольством», результатом которого стало то, что Россия встала в этом регионе мира «твердой ногой». То, на что не решались политики, видя опасность противостояния с китайской империей, да и другими странами этого региона, сделал военный моряк, абсолютно уверенный в своей правоте и праве российского государства отстаивать свои интересы везде, где это покажется нужным. Но обо всём по порядку.

География и история региона Дальнего Востока волновала Невельского с самой молодости. На эту тему он прочитал и проанализировал практически всю доступную тогда литературу. Столкнувшись с некоторыми неточностями и неувязками в исследованиях, например, географического положения Сахалина и устья Амура, молодой гардемарин захотел разобраться с этим самолично. Интересно то, что на всё у него было свое мнение, которое он старался подробно обосновать, опираясь на факты.

Закончив образование в морском корпусе, Невельской служил под командованием знаменитых мореплавателей и перед ним открывалась блистательная карьера, подкрепленная образовавшимися связями при дворе. Так известно, что лейтенант Невельской состоял вахтенным офицером при Великом князе Константине Николаевиче, отданным его отцом императором Николаем I для прохождения службы во флоте. Сын императора был в звании генерал-адмирала, а так как ему было всего 9 лет, Невельской, по сути, стал его воспитателем.

Но жажда открытий, неуемная натура и долг перед страной, не остановили молодого морского офицера, и когда подвернулся момент, Невельской не задумываясь, буквально напросился в далекое плавание, имея главной целью Дальний Восток. В 1847 г. капитан-лейтенант Невельской стал командиром парусного судна «Байкал», которое находилось в процессе постройки, кстати, не без участия самого заинтересованного лица – его капитана Г.И. Невельского.

Именно с «Байкалом» связаны основные события деятельности Невельского, его открытия. Правда, главное дело его жизни - основание им Николаева-на-Амуре, было совершено уже на судне «Охотск».

В то время Российская империя стремительно расширялась на Восток. Но знаний об этих краях было недостаточно. Восточная Сибирь уже была в составе русского государства, но Камчатка, Сахалин только-только начинали осваиваться. Связь с правительственным Петербургом была невыразимо долгой по срокам поступления информации. Инструкции, приказы, распоряжения шли или по морю, практически вокруг света или сухопутным путем через Сибирь. «Свежесть» распоряжений могла достигать нескольких месяцев (иногда до года).

Поэтому исключительно большие полномочия имели представители власти на местах, например, губернатор Восточной Сибири, руководители русско-американской кампании, капитаны кораблей и иные «начальствующие» люди.

Таким образом, знаменитая «Амурская экспедиция» в ходе которой Г.И. Невельской доказал, что Сахалин - это остров, а река Амур, имеет вполне судоходное устье, была предпринята на страх и риск самих её участников. Практическое значение открытий составляло то, что Россия получила выход в Тихий океан через внутреннюю реку. Но дело как раз было в том, что принадлежность реки Амур в его нижнем течении на тот момент была еще не определена. Китай считал эту территорию своей, согласно Нерчинскому договору 1689 г., но демаркация границ им проведена не была. Кроме Китая весьма активны в регионе были американцы, и как всегда англичане.

Всё это в совокупности, включая оценку Невельским ситуации в конкретных месте и времени, инерцию принятия правительственных решений, трудность отстаивания своего мнения при таком размахе расстояний и потере времени, когда нужно было принимать решения оперативно, привели к тому, что 1 августа 1850 г. в устье реки Амур был основан новый город, ставший символом русского присутствия на Дальнем Востоке. Так «родился» Николаевск-на-Амуре. Основание Николаевского поста, а именно так назывался населенный пункт изначально, привело к скандалу в правительственных верхах. Г.И. Невельскому грозило наказание, вплоть до разжалования в матросы. И тут пришло спасение в форме знаменитой резолюции императора Николая I, которая гласила о том, что «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен». Более того, «самоуправщик» Невельской был награждён за правильные действия.

Так воля одного человека определила территориальную и политическую принадлежность огромного региона. Впоследствии Г.И. Невельской продолжил службу во славу России и стал одним из крупнейших экспертов по Дальнему Востоку страны.