Найти тему
Сергей Крылов

Мамаево побоище

8 сентября 1380 г. состоялась Куликовская битва — крупное сражение между объединённым русским войском во главе с московским великим князем Дмитреем Донским и войском темника беклярбека части Золотой Орды Мамая.

Поединок Пересвета с татарским богатырем Темир-Мурзой (Челубеем).  Художник Илья Сергеевич Глазунов.
Поединок Пересвета с татарским богатырем Темир-Мурзой (Челубеем). Художник Илья Сергеевич Глазунов.

Перед Куликовской битвой прошел поединок брянского боярина Пересвета с «печенегом» Челубеем. На этой картине мы видим воина выполнившего свое предназначение и идущего к Богу. Пересвет сразил не просто воина Челубея, а великого и ужасного Воина, непобедимого, который за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения, и до сих пор почитаемый на Тибете. Челубей не просто был опытный воин и богатырь, он был тибетский монах, прошедший воспитание по системе Маг Цзал. Воинская ветвь Маг Цзал была ориентирована на подготовку профессиональных воинов. В результате этого в тибетских монастырях сложилась отдельная прослойка самых сильных и опытных в воинских искусствах монахов-воинов, называемых "дабдоб", которые были освобождены от других монашеских обязанностей, а их основным занятием было освоение боевого искусства. Считалось, что монах-воин, прошедший все этапы обучения Маг Цзал становился практически непобедим и достигал статуса "бессмертного". Количество таких монахов воинов было крайне невелико и в Тибетской духовной практике такие монахи-воины считались особым явлением достойным наивысшего уважения. Одним из таких монахов-воинов был знаменитый Челубей, вступивший в единоборство с Александром Пересветом, чтобы духовно сломить русское войско еще до начала сражения. До поединка с Пересветом, Челубей участвовал более чем в 300 боях и не проиграл ни одного сражения. До сих пор Челубей считается величайшим воином и почитается на Тибете.
Перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к Сергию Радонежскому в монастырь за благословением, вместе с ним благословение получил Александр Пересвет русский монах-воин. До пострижения в монахи Александр был боярином, участвовал в ряде походов и боёв. Перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского, где впоследствии был основан мужской Дмитриевский Ряжский монастырь, что в 7 км от г. Скопина. Помолясь Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох.
Копьё Челубея было значительно длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла. Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка — сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой схиме (монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою.
Челубей был убит и вывалился из седла. Пересвет же, получив смертельную рану, продолжал оставаться в седле, доехал до строя русского войска и только там умер.
Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира.