Здравствуйте! Все уже, наверное, успели посмотреть фильм Гая Ричи «Меч короля Артура». Фильм не новый, вышел в 2017 году. Тема также не новая, до Ричи историю про «Артура и Ко» уже успели экранизировать и «обмусолить» в разных ракурсах и вариантах множество режиссеров.
Чем же интересен фильм Гая Ричи?
Признаюсь, меня этот фильм удивил и зацепил своим плотным динамизмом и качественной съемкой, плюс хороший актерский состав. Казалось, от режиссера, который переосмыслил героя Конан Дойля, гениального английского сыщика Шерлока Холмса и представил его в качестве непобедимого бойца, мастера уличных драк, спаррингов, нечего ожидать, кроме, как очередного боевика и экшена.
Но, Гай Ричи удивил!
Это фильм стоит пересмотреть еще раз, хотя бы только из-за скрытого смысла, заложенного в нем и интересных кинематографических заимствований, о которых я расскажу дальше.
И так, начнем разбирать символику визуального ряда.
1. Башня, которую на протяжении всего фильма пытается построить Вортигерн. Демонстрируется уже в первом кадре.
Приведу несколько своих ассоциаций и параллелей.
Вспомним библейский сюжет о Вавилонской башне. Люди хотели построить башню до небес в алчном стремлении – «сделать себе имя» и возвысится.
Также на ум приходит Башня Сарумана (из трилогии «Властелин колец» – Изенгард ( обиталище темного мага).
Также вспомним и Башню Саурона. В фильме, в первых кадрах, на башне Вортигерна на ее вершине зажигается огонь, который ассоциируется с «Оком Саурона») – это темное начало, которое поработило земли и контролирует все.
2. На фоне башни мы можем рассмотреть Пирамиду Майя ( первый кадр)
Вспомним про кровавые жертвоприношения народа Майя. Здесь идет отсылка к кровавым жертвоприношениям Вортигерна во имя власти и величия.
3. Рисунок камня и меча (росписи на стенах).
Рисунок меча в камне – это нечто иное, как гендерный символ: перевернутое зеркало Венеры (женское начало).
Перевернутое женское начало становится мужским и напоминает искаженный мужской гендерный символ - копье и щит Марса (мужское начало).
Таким образом, перевернутый женский символ накладывается на искаженный мужской символ и получается мужской символ «в квадрате». Именно на фоне этого символа появляется Артур. То есть Артур не только истинный король, но и сильный мужской персонаж.
4. Символ «Змея и орел»
В фильме большое внимание уделено символам орла и змеи. Изображение орла исходит к мифологическим истокам Древнего Рима и символизирует дух победы. Полет же орла воспринимался у древних греков, как предвестник военного успеха.
В фильме показан полет орла, держащего в когтях змею на фоне башни Вортигерна.
Именно этот эпизод, предвещает победу Артура над Вортигерном.
Также змея в когтях орла может интерпретироваться в качестве жертвы, а именно принесение в жертву всего низменного: инстинктов, желаний, существ, во имя победы высоких сил.
Также следует отметить, что в средние века изображение орла, держащего в когтях змею, обретает смысл борьбы Христа с дьяволом.
В фильме происходит трансформация образа орла. В начале, на латах Утера орел изображен, держащим свое крыло, что символизирует защиту, а не нападение.
Затем, при правлении Вортигерна орел на доспехах из обороняющегося превращается в нападающего, о чем свидетельствуют когти и клюв на латах.
Также изображение орла на знаменах, латах и так далее в фильме делает отсылку к фашистской Германии.
5. Клеймо (в фильме ставили молодым людям, которые не смогли вытащить меч из камня).
Отсылка к фашистской Германии, а именно к концлагерям, где клеймили заключенных.
Недаром эпизод, где Артура везут на корабле, для того чтобы вытащить меч, напоминает тюрьму.
А сцена с пойманными детьми, мимо которых проходит Артур, также делает отсылку к фашистским концлагерям.
6. Цвет. Классический вариант антагонизма, выраженный в визуальном ряде.
Артур- хороший персонаж, однозначно положительный. Всегда ходит во всем светлом, порой даже в белом.
Вортигерн – плохой персонаж, однозначно отрицательный. Всегда ходит во всем темном, даже в черном.
Хотя есть некоторые эпизоды, где Вортигерн появляется в белой мантии поверх черного одеяния или лат.
Это можно интерпретировать, как образ волка в овечьей шкуре. Цветовой контраст в визуальном плане усиливает конфликт на уровне сюжета.
Расшифровка символики по З. Фрейду:
Артур и Вортигерн – два мужских антагонистических друг другу начала.
· Два этих начала отожествлены с фаллическими символами, что подчеркивает и усиливает их мужскую принадлежность.
- Вортигерн с башней.
- Артур с мечом.
На протяжении всего фильма Вортигерн пытается построить башню. Но все его пытки остаются тщетными. Его символ не является жизнеспособным и терпит поражение (так как не может быть достроен), следовательно, Вортигерн не истинный король.
Символ недостроенной башни, может также служить признаком импотенции. А меч в камне ассоциируется со скрытым потенциалом.
Меч Артур вытаскивает из камня, подтверждая и утверждая тем самым истинность своего королевского статуса. Также важно отметить, что меч Артур вытаскивает из спины своего окаменевшего отца.
Таким образом, прослеживается преемственность не только королевского статуса, но и мужского начала.
Помимо этого меч также ассоциируется с крестом.
Артур преображается, когда принимает меч и становится «хорошим и мудрым королем», которого любит народ. Можно провести параллель с князем Владимиром, крестившего Русь.
До крещения Владимир был жестоким, вел разгульный образ жизни и придавался греху. После крещения князь стал мудрым правителем и добродетельным человеком.
Вортигерн выбирает путь тьмы и становится воплощением дьявола. Таким образом, Артур и Вортигерн могут выступать в качестве аллегорий добра и зла.
Артур и Вортигерн проходят обратные друг другу трансформации.
Вначале истории Вортигерн «брат и соратник» короля,
в конце черный маг и воплощение зла.
Артур в начале эгоистичный маргинал, занимающийся рекитом,
а в финале благородный и мужественный воин-король, сражающийся с захватчиком за свой народ и королевство.
Жертва и самопожертвование.
Ради короны Вортигерн приносит в жертву свою жену и дочь.
Утер, для того чтобы сберечь меч от Вортигерна, приносит себя в жертву, вонзая меч в свое тело.
Кровавый король – король из грязи.
Вортигерн приносит жертвы, его правление ассоциируется со страхом и кровью. Поэтому в финале кровь с внутреннего плана проступает на внешний. Лицо Вортигерна в крови, в сцене, где он убивает свою дочь.
Грязь, из которой вышел Артур (то есть маргинальная среда трущоб) тоже переходит с внутреннего плана на внешний. Артур падает в грязь, но затем встает из нее с мечом в руке. Не зря Вортигерн, в сцене, где Артур находится в темнице, проговаривает, что его племянник расцвел, как цветок в навозе.
Женские персонажи.
Женские персонажи здесь играют второстепенную роль. Они помощницы мужчин.
Вортигерну помогают подобие русалок.
Артуру - девушка- маг
и волшебница озера.
Женщины являются также и фоном, призванные оттенить и усилить мужское начало и конфликт главных антагонистических персонажей. Также женские образы раскрывают суть мужских персонажей. Вортигерн жертвует женой и дочерью ради короны, а Артур защищает девушек из борделя.
Тройственные женские персонажи – мотив жертвы.
Мотив жертвы пронизывает весь фильм и отражается не только в сюжетной линии, начиная с самопожертвования Утера и заканчивая принесением жертв Вортигерном. Но проникает и в визуальный ряд, где цитируются произведения художественного искусства.
На протяжении киноленты три раза возникают тройственные женские персонажи.
В первый раз- это гибрид ехидны и русалки (три женщины, требующие от Вортигерна жертву).
Далее три плачущих женщины, сидящих на руинах королевства в видении Артура.
И три девушки в белом, в центре которых находится дочь Вортигерна, которую он приносит в жертву.
Русалки или ехидны, помогающие Вортигерну, требуют от него принесение жертвы в оплату оказанной помощи. Бесспорно, это нечестивый персонаж, через которого Вортигерн получает силу. С другой стороны, они же говорят про баланс, предсказывая Вортигерну, что истинный король вернется и Вортигерн будет повержен. То есть предсказывают ему судьбу. С этой стороны их можно сравнить с Мойрами – богинями судьбы, которые олицетворяют собой неизбежность и предопределенность судьбы.
Три плачущих женщины, сидящих на руинах королевства в видении Артура, показанного ему волшебницей Озера, напоминают работу Рафаэля «Сикстинская Мадонна». В эпизоде с тремя женщинами, две крайние располагаются по бокам от центральной фигуры, и их взгляд обращен вниз. Центральная фигура, напротив, смотрит со скорбью прямо на зрителя, мало того, эта женщина держит на руках младенца. Расположение фигур в эпизоде созвучны с картиной Рафаэля, где две крайние фигуры также смотрят вниз, а в центре картины находится Богоматерь с младенцем Христом на руках, ее взгляд также выражает скорбь, поскольку она знает, что отдает своего ребенка на смерть – в жертву.
Сцена, когда Вортегерн опускает в воду тело своей дочери практически, является цитатой картины английского художника Милле «Смерь Офелии». Здесь также происходит отсылка к значению картины. Дочь Вортигерна, как и Офелия – невинные жертвы любви и их смерть не несет за собой никакого смысла.
Таким образом, выстраивается вертикаль от алчных русалок, требующих жертву, через Богоматерь – приносящей в жертву свое дитя, до непосредственно самой жертвы в образе дочери Вортигерна.
Сюжеты:
1. Реализуется библейский сюжет о двух братьях Каине и Авеле (Вортигерн и Унтер. Один брат убивает другого).
2. Реализуется сюжет «Гамлета» - также два брата. Один брат убивает другого (действующего короля) ради короны. А сын убитого короля мстит убийце.
3. Сюжет о «Золушке». Маргинал из трущоб, выращенный проститутками, становится королем.
Заимствования из других фильмов.
1. В эпизоде, где Артура ведут на казнь, демонстрируется толпа. Выхватываются отдельные лица из общей массы. На несколько секунд в кадр попадает девушка, очень сходная по типажу с Матерью Драконов из «Игры престолов».
2. В эпизодах, в которых Артур берет в руки меч, его глаза начинают светиться. Можно сопоставить данные эпизоды с эпизодами из фильма «Хроники Риддика», где у главного персонажа, в момент, когда он снимает очки, глаза тоже начинают светиться.
3. Начальные кадры фильма «Меч короля Артура», в которых участвуют слоны, можно сопоставить с эпизодом появления таких же слонов в трилогии «Властелин колец» в финальной ее части.
4. Внешность Вортигерна в образе демона можно сопоставить с внешностью Барлока из той же трилогии «Властелин колец» в первой части. Также внешность Вортигерна напоминает внешность персонажа из игры «darksiders 2».
5. Также из этой же части можно соотнести эпизод со спрутом (вход в Морию) и сцены появления трех помощниц Вортигерна (что-то среднее между гидрой и ехидной), чьи щупальца напоминают спрута.
6. Эпизод, в котором волшебница озера показывает Артуру будущее, которое ждет всех, если Артур не победит Вортигерна созвучен со сценой из трилогии «Властелин колец» первой части, где Галадриэль показывает Фродо будущее, которое ожидает народы Средиземья, в случае, если Фродо постигнет неудача.
В обоих случаях, данный момент в фильме является переломным, когда главный герой принимает свою судьбу. Помимо этого, главные персонажи видят будущее через воду с помощью воздействия женского персонажа.
Таким образом, можно предположить, что данный сюжетный ход, скорее всего, был заимствован из трилогии «Властелин колец».
7. Сама творческая манера и стиль Гая Ричи, реализуемые в фильме «Меч короля Артура» берут начало из рекламных роликов. Так как Гай Ричи начинал с режиссуры видео для рекламных компаний. Отсюда и очень насыщенный и плотный динамизм, а также быстрая смена кадров, держащие зрителя в постоянном напряжении. Можно сопоставить рекламу Nike с эпизодом пробежки Артура по лесу, а также с эпизодом взросления Артура в борделе. За несколько секунд прокручивается вся жизнь персонажа.
Как и в рекламе, так и в эпизоде фильма, присутствуют опорные повторяющиеся моменты (в рекламе – это тренировки бега, в фильме – тренировка драк).
И так, подводя итог, можно сделать вывод, что благодаря стараниям Гая Ричи, сюжет о короле Артуре получил новое звучание. Надеюсь, Вы снова захотите пересмотреть этот фильм, теперь уже обращая внимание на некоторые детали.
Надеюсь, Вам было интересно. Спасибо за внимание! Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал!
Если Вы увидите заимствования из других фильмов, которые присутствуют в киноленте «Меч короля Артура», и которые я не назвала, то пишите их в комментариях! Подписывайтесь на канал, ставьте лайки! Также в комментариях, Вы можете оставлять названия фильмов или сериалов, рекламных роликов, кроме ужастиков, которые Вы хотели бы разобрать.
Подобные видео разбора и выявление скрытого смысла в фильмах и рекламных роликах смотрите на моем ютуб канале .