Найти тему
PROсмысл

Истинный смысл фильма "Меч короля Артура".

Здравствуйте! Все уже, наверное, успели посмотреть фильм Гая Ричи «Меч короля Артура». Фильм не новый, вышел в 2017 году. Тема также не новая, до Ричи историю про «Артура и Ко» уже успели экранизировать и «обмусолить» в разных ракурсах и вариантах множество режиссеров.

Чем же интересен фильм Гая Ричи?

Признаюсь, меня этот фильм удивил и зацепил своим плотным динамизмом и качественной съемкой, плюс хороший актерский состав. Казалось, от режиссера, который переосмыслил героя Конан Дойля, гениального английского сыщика Шерлока Холмса и представил его в качестве непобедимого бойца, мастера уличных драк, спаррингов, нечего ожидать, кроме, как очередного боевика и экшена.

Но, Гай Ричи удивил!

Это фильм стоит пересмотреть еще раз, хотя бы только из-за скрытого смысла, заложенного в нем и интересных кинематографических заимствований, о которых я расскажу дальше.

И так, начнем разбирать символику визуального ряда.

1. Башня, которую на протяжении всего фильма пытается построить Вортигерн. Демонстрируется уже в первом кадре.

Фильм "Меч короля Артура" первые кадры Башня Вортигерна
Фильм "Меч короля Артура" первые кадры Башня Вортигерна

Приведу несколько своих ассоциаций и параллелей.

Вспомним библейский сюжет о Вавилонской башне. Люди хотели построить башню до небес в алчном стремлении – «сделать себе имя» и возвысится.

Вавилонская башня
Вавилонская башня

Также на ум приходит Башня Сарумана (из трилогии «Властелин колец» – Изенгард ( обиталище темного мага).

Башня Сарумана "Властелин колец"
Башня Сарумана "Властелин колец"

Также вспомним и Башню Саурона. В фильме, в первых кадрах, на башне Вортигерна на ее вершине зажигается огонь, который ассоциируется с «Оком Саурона») – это темное начало, которое поработило земли и контролирует все.

Башня Саурона "Властелин колец"
Башня Саурона "Властелин колец"

2. На фоне башни мы можем рассмотреть Пирамиду Майя ( первый кадр)

Фильм "Меч короля Артура" первые кадры .
Фильм "Меч короля Артура" первые кадры .
Пирамида Майя
Пирамида Майя

Вспомним про кровавые жертвоприношения народа Майя. Здесь идет отсылка к кровавым жертвоприношениям Вортигерна во имя власти и величия.

3. Рисунок камня и меча (росписи на стенах).

Кадр из фильма "Меч короля Артура". Рисунок меча в камне.
Кадр из фильма "Меч короля Артура". Рисунок меча в камне.

Рисунок меча в камне – это нечто иное, как гендерный символ: перевернутое зеркало Венеры (женское начало).

Гендерный женский символ "Зеркало Венеры"
Гендерный женский символ "Зеркало Венеры"

Перевернутое женское начало становится мужским и напоминает искаженный мужской гендерный символ - копье и щит Марса (мужское начало).

Гендерный мужской символ "Копье и щит Марса"
Гендерный мужской символ "Копье и щит Марса"

Таким образом, перевернутый женский символ накладывается на искаженный мужской символ и получается мужской символ «в квадрате». Именно на фоне этого символа появляется Артур. То есть Артур не только истинный король, но и сильный мужской персонаж.

4. Символ «Змея и орел»

-11

В фильме большое внимание уделено символам орла и змеи. Изображение орла исходит к мифологическим истокам Древнего Рима и символизирует дух победы. Полет же орла воспринимался у древних греков, как предвестник военного успеха.

В фильме показан полет орла, держащего в когтях змею на фоне башни Вортигерна.

Кадры из фильма "Меч короля Артура"
Кадры из фильма "Меч короля Артура"

Именно этот эпизод, предвещает победу Артура над Вортигерном.

Также змея в когтях орла может интерпретироваться в качестве жертвы, а именно принесение в жертву всего низменного: инстинктов, желаний, существ, во имя победы высоких сил.

Также следует отметить, что в средние века изображение орла, держащего в когтях змею, обретает смысл борьбы Христа с дьяволом.

В фильме происходит трансформация образа орла. В начале, на латах Утера орел изображен, держащим свое крыло, что символизирует защиту, а не нападение.

Кадр из фильма "Меч короля Артура" король Утер.
Кадр из фильма "Меч короля Артура" король Утер.

Затем, при правлении Вортигерна орел на доспехах из обороняющегося превращается в нападающего, о чем свидетельствуют когти и клюв на латах.

Кадр из фильма "Меч короля Артура" клюв орла и когти на латах Вортигерна.
Кадр из фильма "Меч короля Артура" клюв орла и когти на латах Вортигерна.

Также изображение орла на знаменах, латах и так далее в фильме делает отсылку к фашистской Германии.

Кадр из фильма "Меч короля Артура" изображение орла.
Кадр из фильма "Меч короля Артура" изображение орла.

Нацистский орел и нацистское приветствие.
Нацистский орел и нацистское приветствие.
Кадр из фильма "Меч короля Артура" аллюзия на нацистское приветствие.
Кадр из фильма "Меч короля Артура" аллюзия на нацистское приветствие.

5. Клеймо (в фильме ставили молодым людям, которые не смогли вытащить меч из камня).

Кадр из фильма "Меч короля Артура", клеймо.
Кадр из фильма "Меч короля Артура", клеймо.

Отсылка к фашистской Германии, а именно к концлагерям, где клеймили заключенных.

Клеймо заключенных из фашистских концлагерей.
Клеймо заключенных из фашистских концлагерей.

Недаром эпизод, где Артура везут на корабле, для того чтобы вытащить меч, напоминает тюрьму.

Кадр из фильма "Меч короля Артура", корабль.
Кадр из фильма "Меч короля Артура", корабль.

А сцена с пойманными детьми, мимо которых проходит Артур, также делает отсылку к фашистским концлагерям.

Кадр из фильма "Меч короля Артура", пойманные дети.
Кадр из фильма "Меч короля Артура", пойманные дети.
Фашистский концлагерь.
Фашистский концлагерь.

6. Цвет. Классический вариант антагонизма, выраженный в визуальном ряде.

Артур- хороший персонаж, однозначно положительный. Всегда ходит во всем светлом, порой даже в белом.

Кадр из фильма "Меч короля Артура", Артур достает меч из камня.
Кадр из фильма "Меч короля Артура", Артур достает меч из камня.

Вортигерн – плохой персонаж, однозначно отрицательный. Всегда ходит во всем темном, даже в черном.

Кадр из фильма "Меч короля Артура", король Вортигерн.
Кадр из фильма "Меч короля Артура", король Вортигерн.

Хотя есть некоторые эпизоды, где Вортигерн появляется в белой мантии поверх черного одеяния или лат.

Кадр из фильма "Меч короля Артура", король Вортигерн.
Кадр из фильма "Меч короля Артура", король Вортигерн.

Это можно интерпретировать, как образ волка в овечьей шкуре. Цветовой контраст в визуальном плане усиливает конфликт на уровне сюжета.

Расшифровка символики по З. Фрейду:

Артур и Вортигерн – два мужских антагонистических друг другу начала.

· Два этих начала отожествлены с фаллическими символами, что подчеркивает и усиливает их мужскую принадлежность.

- Вортигерн с башней.

Кадр из фильма "Меч короля Артура", башня Вортигерна.
Кадр из фильма "Меч короля Артура", башня Вортигерна.

- Артур с мечом.

Кадр из фильма "Меч короля Артура", меч Артура.
Кадр из фильма "Меч короля Артура", меч Артура.

На протяжении всего фильма Вортигерн пытается построить башню. Но все его пытки остаются тщетными. Его символ не является жизнеспособным и терпит поражение (так как не может быть достроен), следовательно, Вортигерн не истинный король.

Символ недостроенной башни, может также служить признаком импотенции. А меч в камне ассоциируется со скрытым потенциалом.

Меч Артур вытаскивает из камня, подтверждая и утверждая тем самым истинность своего королевского статуса. Также важно отметить, что меч Артур вытаскивает из спины своего окаменевшего отца.

Кадр из фильма "Меч короля Артура", окаменевший Утер.
Кадр из фильма "Меч короля Артура", окаменевший Утер.

Таким образом, прослеживается преемственность не только королевского статуса, но и мужского начала.

Помимо этого меч также ассоциируется с крестом.

Крест.
Крест.

Артур преображается, когда принимает меч и становится «хорошим и мудрым королем», которого любит народ. Можно провести параллель с князем Владимиром, крестившего Русь.

Князь Владимир, крестивший Русь.
Князь Владимир, крестивший Русь.

До крещения Владимир был жестоким, вел разгульный образ жизни и придавался греху. После крещения князь стал мудрым правителем и добродетельным человеком.

Вортигерн выбирает путь тьмы и становится воплощением дьявола. Таким образом, Артур и Вортигерн могут выступать в качестве аллегорий добра и зла.

Артур и Вортигерн проходят обратные друг другу трансформации.

Вначале истории Вортигерн «брат и соратник» короля,

Кадр из фильма "Меч короля Артура", Вортигерн и король Утер.
Кадр из фильма "Меч короля Артура", Вортигерн и король Утер.

в конце черный маг и воплощение зла.

Кадр из фильма "Меч короля Артура", Вортигерн.
Кадр из фильма "Меч короля Артура", Вортигерн.

Артур в начале эгоистичный маргинал, занимающийся рекитом,

Кадр из фильма "Меч короля Артура", Артур в борделе.
Кадр из фильма "Меч короля Артура", Артур в борделе.

а в финале благородный и мужественный воин-король, сражающийся с захватчиком за свой народ и королевство.

Кадр из фильма "Меч короля Артура", коронация Артура.
Кадр из фильма "Меч короля Артура", коронация Артура.

Жертва и самопожертвование.

Ради короны Вортигерн приносит в жертву свою жену и дочь.

Кадр из фильма "Меч короля Артура", Вортигерн убивает свою жену.
Кадр из фильма "Меч короля Артура", Вортигерн убивает свою жену.

Утер, для того чтобы сберечь меч от Вортигерна, приносит себя в жертву, вонзая меч в свое тело.

Кадр из фильма "Меч короля Артура", Утер вонзает меч в свое тело.
Кадр из фильма "Меч короля Артура", Утер вонзает меч в свое тело.

Кровавый король – король из грязи.

Вортигерн приносит жертвы, его правление ассоциируется со страхом и кровью. Поэтому в финале кровь с внутреннего плана проступает на внешний. Лицо Вортигерна в крови, в сцене, где он убивает свою дочь.

Кадр из фильма "Меч короля Артура", Вортигерн  убивает свою дочь.
Кадр из фильма "Меч короля Артура", Вортигерн убивает свою дочь.

Грязь, из которой вышел Артур (то есть маргинальная среда трущоб) тоже переходит с внутреннего плана на внешний. Артур падает в грязь, но затем встает из нее с мечом в руке. Не зря Вортигерн, в сцене, где Артур находится в темнице, проговаривает, что его племянник расцвел, как цветок в навозе.

Кадр из фильма "Меч короля Артура", Артур достает меч .
Кадр из фильма "Меч короля Артура", Артур достает меч .

Женские персонажи.

Женские персонажи здесь играют второстепенную роль. Они помощницы мужчин.

Вортигерну помогают подобие русалок.

Кадр из фильма "Меч короля Артура" , помощницы Вортигерна.
Кадр из фильма "Меч короля Артура" , помощницы Вортигерна.

Артуру - девушка- маг

Кадр из фильма "Меч короля Артура", девушка-маг.
Кадр из фильма "Меч короля Артура", девушка-маг.

и волшебница озера.

Леди  Озера.
Леди Озера.

Женщины являются также и фоном, призванные оттенить и усилить мужское начало и конфликт главных антагонистических персонажей. Также женские образы раскрывают суть мужских персонажей. Вортигерн жертвует женой и дочерью ради короны, а Артур защищает девушек из борделя.

Тройственные женские персонажи – мотив жертвы.

Мотив жертвы пронизывает весь фильм и отражается не только в сюжетной линии, начиная с самопожертвования Утера и заканчивая принесением жертв Вортигерном. Но проникает и в визуальный ряд, где цитируются произведения художественного искусства.

На протяжении киноленты три раза возникают тройственные женские персонажи.

В первый раз- это гибрид ехидны и русалки (три женщины, требующие от Вортигерна жертву).

Кадр из фильма "Меч короля Артура", три помощницы Вортигерна.
Кадр из фильма "Меч короля Артура", три помощницы Вортигерна.

Далее три плачущих женщины, сидящих на руинах королевства в видении Артура.

Кадр из фильма "Меч короля Артура", три плачущие женщины.
Кадр из фильма "Меч короля Артура", три плачущие женщины.

И три девушки в белом, в центре которых находится дочь Вортигерна, которую он приносит в жертву.

Кадр из фильма "Меч короля Артура", три девушки в белом.
Кадр из фильма "Меч короля Артура", три девушки в белом.

Русалки или ехидны, помогающие Вортигерну, требуют от него принесение жертвы в оплату оказанной помощи. Бесспорно, это нечестивый персонаж, через которого Вортигерн получает силу. С другой стороны, они же говорят про баланс, предсказывая Вортигерну, что истинный король вернется и Вортигерн будет повержен. То есть предсказывают ему судьбу. С этой стороны их можно сравнить с Мойрами – богинями судьбы, которые олицетворяют собой неизбежность и предопределенность судьбы.

Кадр из фильма "Меч корля Артура", три помощницы Вортигерна.
Кадр из фильма "Меч корля Артура", три помощницы Вортигерна.
Мойры.
Мойры.

Три плачущих женщины, сидящих на руинах королевства в видении Артура, показанного ему волшебницей Озера, напоминают работу Рафаэля «Сикстинская Мадонна». В эпизоде с тремя женщинами, две крайние располагаются по бокам от центральной фигуры, и их взгляд обращен вниз. Центральная фигура, напротив, смотрит со скорбью прямо на зрителя, мало того, эта женщина держит на руках младенца. Расположение фигур в эпизоде созвучны с картиной Рафаэля, где две крайние фигуры также смотрят вниз, а в центре картины находится Богоматерь с младенцем Христом на руках, ее взгляд также выражает скорбь, поскольку она знает, что отдает своего ребенка на смерть – в жертву.

Кадр из фильма "Меч короля Артура", три плачущие женщины.
Кадр из фильма "Меч короля Артура", три плачущие женщины.
Сикстинская Мадонна.
Сикстинская Мадонна.

Сцена, когда Вортегерн опускает в воду тело своей дочери практически, является цитатой картины английского художника Милле «Смерь Офелии». Здесь также происходит отсылка к значению картины. Дочь Вортигерна, как и Офелия – невинные жертвы любви и их смерть не несет за собой никакого смысла.

Кадр из фильма "Меч короля Артура", смерть дочери Вортигерна.
Кадр из фильма "Меч короля Артура", смерть дочери Вортигерна.
Милле "Смерть Офелии"
Милле "Смерть Офелии"

Таким образом, выстраивается вертикаль от алчных русалок, требующих жертву, через Богоматерь – приносящей в жертву свое дитя, до непосредственно самой жертвы в образе дочери Вортигерна.

Сюжеты:

1. Реализуется библейский сюжет о двух братьях Каине и Авеле (Вортигерн и Унтер. Один брат убивает другого).

2. Реализуется сюжет «Гамлета» - также два брата. Один брат убивает другого (действующего короля) ради короны. А сын убитого короля мстит убийце.

3. Сюжет о «Золушке». Маргинал из трущоб, выращенный проститутками, становится королем.

Заимствования из других фильмов.

1. В эпизоде, где Артура ведут на казнь, демонстрируется толпа. Выхватываются отдельные лица из общей массы. На несколько секунд в кадр попадает девушка, очень сходная по типажу с Матерью Драконов из «Игры престолов».

Кадр из фильма "Меч короля Артура", девушка из толпы.
Кадр из фильма "Меч короля Артура", девушка из толпы.
Мать драконов из "Игры престолов".
Мать драконов из "Игры престолов".

2. В эпизодах, в которых Артур берет в руки меч, его глаза начинают светиться. Можно сопоставить данные эпизоды с эпизодами из фильма «Хроники Риддика», где у главного персонажа, в момент, когда он снимает очки, глаза тоже начинают светиться.

Кадр из фильма "Меч короля  Артура", Артур берет меч.
Кадр из фильма "Меч короля Артура", Артур берет меч.
Кадр из фильма "Хроники Риддика", Риддик без очков.
Кадр из фильма "Хроники Риддика", Риддик без очков.

3. Начальные кадры фильма «Меч короля Артура», в которых участвуют слоны, можно сопоставить с эпизодом появления таких же слонов в трилогии «Властелин колец» в финальной ее части.

Кадр из трилогии "Властелин колец", слоны.
Кадр из трилогии "Властелин колец", слоны.
Кадр из фильма "Меч короля Артура", слоны.
Кадр из фильма "Меч короля Артура", слоны.

4. Внешность Вортигерна в образе демона можно сопоставить с внешностью Барлока из той же трилогии «Властелин колец» в первой части. Также внешность Вортигерна напоминает внешность персонажа из игры «darksiders 2».

Кадр из фильма "Меч короля Артура", Вортигерн в образе демона.
Кадр из фильма "Меч короля Артура", Вортигерн в образе демона.
Кадр из трилогии "Властелин колец", Балрог.
Кадр из трилогии "Властелин колец", Балрог.
Персонаж из игры  «darksiders 2».
Персонаж из игры «darksiders 2».

5. Также из этой же части можно соотнести эпизод со спрутом (вход в Морию) и сцены появления трех помощниц Вортигерна (что-то среднее между гидрой и ехидной), чьи щупальца напоминают спрута.

Кадр из фильма "Меч короля Артура", щупальцы помощниц Вртигерна.
Кадр из фильма "Меч короля Артура", щупальцы помощниц Вртигерна.
Кадр из трилогии "Властелин колец", спрут.
Кадр из трилогии "Властелин колец", спрут.

6. Эпизод, в котором волшебница озера показывает Артуру будущее, которое ждет всех, если Артур не победит Вортигерна созвучен со сценой из трилогии «Властелин колец» первой части, где Галадриэль показывает Фродо будущее, которое ожидает народы Средиземья, в случае, если Фродо постигнет неудача.

В обоих случаях, данный момент в фильме является переломным, когда главный герой принимает свою судьбу. Помимо этого, главные персонажи видят будущее через воду с помощью воздействия женского персонажа.

Таким образом, можно предположить, что данный сюжетный ход, скорее всего, был заимствован из трилогии «Властелин колец».

7. Сама творческая манера и стиль Гая Ричи, реализуемые в фильме «Меч короля Артура» берут начало из рекламных роликов. Так как Гай Ричи начинал с режиссуры видео для рекламных компаний. Отсюда и очень насыщенный и плотный динамизм, а также быстрая смена кадров, держащие зрителя в постоянном напряжении. Можно сопоставить рекламу Nike с эпизодом пробежки Артура по лесу, а также с эпизодом взросления Артура в борделе. За несколько секунд прокручивается вся жизнь персонажа.

Как и в рекламе, так и в эпизоде фильма, присутствуют опорные повторяющиеся моменты (в рекламе – это тренировки бега, в фильме – тренировка драк).

И так, подводя итог, можно сделать вывод, что благодаря стараниям Гая Ричи, сюжет о короле Артуре получил новое звучание. Надеюсь, Вы снова захотите пересмотреть этот фильм, теперь уже обращая внимание на некоторые детали.

Надеюсь, Вам было интересно. Спасибо за внимание! Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал!

Если Вы увидите заимствования из других фильмов, которые присутствуют в киноленте «Меч короля Артура», и которые я не назвала, то пишите их в комментариях! Подписывайтесь на канал, ставьте лайки! Также в комментариях, Вы можете оставлять названия фильмов или сериалов, рекламных роликов, кроме ужастиков, которые Вы хотели бы разобрать.

Подобные видео разбора и выявление скрытого смысла в фильмах и рекламных роликах смотрите на моем ютуб канале .