Найти тему
Техноистории

КрАЗы - сваебои

Среди различных спецмашин, монтировавшихся на базе КрАЗов, особое место занимают сваебойные установки. Конструкция сваебойного агрегата на шасси автомобиля КрАЗ-257 была разработана уфимским институтом "НИИПромстрой" ориентировочно в конце 1970-х, машина получила индекс КО-8. "КО" обозначает "копровое оборудование", а цифра "8" - длину забиваемой сваи (хотя по ТТХ этой машины длина сваи могла достигать и 9 метров). Производство КО-8 было развёрнуто на Опытно-механическом заводе Минстроя СССР в Ленинграде. Период выпуска и количество выпущенных машин мне неизвестно, но оно наверняка было немаленьким, потому что эти самоходные копры встречались мне и другим коллегам неоднократно, а какие-то из них до сих пор используются в самых разных уголках бывшего СССР. Эту машину я снял 12 лет назад в Омске, она бодро катила на очередной объект. Часто КО-8 применяли на небольших областных стройках, куда не было смысла таскать трал с тяжёлым гусеничным сваебоем.

Машина может работать с разными моделями дизель-молотов - как со штанговыми, так и с трубчатыми, но все экземпляры, которые попадались мне, были только со штанговыми молотами. Модель самого молота точно определить затрудняюсь, но скорее всего это СП-5.

-2

Ещё один такой же КО-8 был в 2007 году замечен на стройплощадке ныне печально известной "Арены-Омск".

-3

И ещё один экземпляр, тоже на базе КрАЗ-257. Хорошо видны задние опоры и рабочее место оператора, со множеством рычагов.

-4

Впоследствии КО-8 стали выпускать и на шасси КрАЗ-250. Вот один из таких автомобилей, его водитель с головой ушел в процесс ремонта.

-5

Копровое оборудование не отличается от того, которое устанаваливалось на шасси КрАЗ-257.

-6

Ну а теперь самое интересное: один КО-8 на базе КрАЗ-250 попался мне в процессе работы. Вот он приехал на стройплощадку и поднимает свою мачту, которая в рабочем состоянии достигает высоты более 14 метров.

-7

Оператор с сигареткой в зубах занял место в кабине. Кстати говоря, закрытая кабина оператора появилась только на последних модификациях машины. Опоры установлены, можно начинать работу.

-8

Начинается забивание сваи. Процесс сопровождается характерными шумовыми и дымовыми эффектами.

-9

На фото ниже хорошо видна конструкция дизель-молота, устройство его весьма интересно - оно схоже с принципом работы одноцилиндрового дизельного двигателя, только в данном случае поршень неподвижен, а цилиндр перемещается по направляющим штангам. Начинается цикл работы агрегата с зацепления цилиндра-молота крюком и поднимания его вверх. Затем цилиндр освобождается и падает вниз, при надвижении цилиндра на поршень воздух, находящийся во внутренней полости цилиндра, сжимается, а температура его резко повышается, кроме этого, падающий цилиндр нажимает на приводной рычаг топливного насоса, топливо подается к находящейся в верхней части поршня форсунке и распыляется в камере сгорания, смешиваясь с горячим воздухом. При дальнейшем движении цилиндра вниз горячая смесь самовоспламеняется, и одновременно с этим цилиндр наносит удар по шарнирной опоре, наголовник которой надет на сваю. После этого расширяющиеся продукты сгорания выталкивают цилиндр вверх и выходят в атмосферу. Цилиндр подскакивает и начинает опять падать, после чего рабочее действие повторяется. Оператору помогает управлять копром ещё один рабочий, в руках у которого две верёвки: посредством одной приводится в действие рычаг сброса цилиндра с крюка, а с помощью второй выключается топливный насос, чтобы прекратить процесс работы молота.

-10