Рассуждая о современном человечестве, следует подчеркнуть некоторые закономерности человеческой истории. История человечества делится на периоды, каждый их которых по длительности времени короче предыдущего. Это убедительно доказал русский (советский) ученый В.Ф. Поршнев (1905 – 1972 . «Каменный век длиннее века металла, который в свою очередь длиннее века машин…бронзовый век длиннее железного. Древняя история длиннее средневековой, средневековая - длиннее новой, новая – длиннее новейшей…Словом, мы замечаем, что река истории ускоряет свой бег» . Вторая закономерность развития человеческого рода, выведенная Гегелем - прогресс в сознании свободы и справедливости. В древней деспотии – свобода одного при рабстве всех остальных; затем свобода меньшинства; позднее свобода всех, но лишь в христианском идеализме, (все рабы божьи, все свободны и ответственны только перед Богом), а не на самом деле. С французской революции начинается эра завоеванной свободы. Маркс и Энгельс, несправедливость и несвободу рассматривали с позиций производственных отношений и способа производства: первобытнообщинный строй, рабство, феодализм, капитализм, социализм – коммунизм. Классовая борьба, опять же за свободу и справедливость (раскрепощение). При этом, каждый новый этап, отрицая прежний, вел к прогрессу в развитии человечества. Но переход к новому качеству человечества происходил в результате революционного взрыва накопившихся противоречий.
Историю делают цивилизации
Третья закономерность, убедительно доказанная русским мыслителем Н.Я. Данилевским, - общечеловеческой цивилизации не существует и быть не может, главными игроками и двигателями истории развития человечества являются культурно – исторические типы или цивилизации, а история человечества есть совокупность истории не связанных между собой культурно – исторических типов . Н.Я. Данилевский приводит в качестве обоснования своих выводов 10 типов, которые делали историю, причем каждый из них «вносил» в копилку человечества свой, только ему присущий общеполезный вклад.
Это, распложенные в хронологическом порядке, египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский (древнесемитический), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский (новосемитический), романо-германский или европейский.
Исследователь выводит условия (законы) для жизни и развития культурно – исторических типов:
- наличие одного или нескольких языков;
- политическая независимость;
- самобытность каждого культурно-исторического типа;
- цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие;
- ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения – относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу.
Н.Я. Данилевский выделяет три субъекта – участника мирового исторического процесса:
- племена, являющиеся «этнографическим материалом» (финны);
- народы, совершающие только «разрушительный подвиг» в истории (гунны, татаро - монголы, османы). По мнению автора, они выполняют роль «бичей Божьих, испытывая на выживаемость другие племена и народы;
- народы, ставшие «положительными деятелями истории», создавшие десять основных культурно-исторических типов.
Главной идеей теории Данилевского является понимание прогресса как многолинейного развития. Эта идея была направлена против эволюционистского (линейно-стадиального) подхода к истории и культуре, считающего, что всё человечество развивается по одним и тем же стадиям у разных народов и движется в одном направлении: к одним ценностям и одинаковому образу жизни. В качестве общечеловеческих берутся начала лишь одной цивилизации – европейской. Такая позиция представляет собой не что иное, как европоцентризм, убежденность в политическом, экономическом и культурном превосходстве Европы перед остальным миром. Следуя логике, Данилевский сделал вывод о том, что подобная точка зрения может исходить лишь из стремления Европы предписывать зависимым от неё народам собственные, но не свойственные им цели и идеалы.
Академия геополитических проблем, развивая теорию культурно – исторических типов Н.Я. Данилевского, исходит из следующих положений:
- жизнь на планете Земля не есть замкнутая система, она является частицей живой системы Вселенной;
- все живые организмы планеты Земля структурированы в виды, каждый из которых имеет свою биопрограмму, согласно которой выполняет общеполезную функцию для поддержания общей гармонии и наделен соответствующим потенциалом возможностей;
- человек не может жить иначе как по законам природы, и видами человеческого сообщества являются культурно – исторические типы (цивилизации);
- каждая из цивилизаций наделена космо – планетарной функцией (что и показал Данилевский) и соответствующим потенциалом возможностей;
- если какая – либо цивилизация перестает выполнять свои функциональные обязанности (или их уже исполнила), она как вид становится этнографическим материалом для других.
Каждая цивилизация в основании своих устремлений имеет геополитическую идею: локальные цивилизации – регионального масштаба; мировые – глобальную. Идеологическая система выстраивается исходя из смысла жизни народов данной цивилизации, отраженного в культурно – цивилизационном коде, и выстроенной на его основании – системы ценностей. Национальная идея, обращенная вовне, составляет основание геоцивилизационной идеи.
Близкие по идеологическим основаниям цивилизации могут осуществлять тесное взаимодействие и противостоять другим цивилизациям.
Утрата собственной геоцивилизационной идеи может привести к разрушению идеи национальной, культурно – цивилизационных основ и превращению цивилизации в этнографический материал для других
Глобальные тенденции мира ХХ1столетия
- попытки построения однополярного миропорядка провалились;
- мир не воспринял диктат военной силы, США не выдержали военно-силовое напряжение военной колонизации человечества;
- экономическое господство США поколеблено, доллар перестал быть единственной мировой резервной валютой;
- западная система стандартов не воспринята в качестве универсальных ценностей и смысла жизни;
- мир обретает контуры цивилизационной многополярности, нарастает процесс деглобализации, возвращения к национальным истокам;
- наступает эра цивилизаций восточного типа, стремящихся к западному уровню потребления и комфорта;
- на глобальном уровне схватились два мегапроекта – американский и китайский, для реализации которых ресурсов планеты не хватит;
- в российском обществе назрел раскол – политический и социальный.
Впервые в своей истории человечество столкнулось с проблемой собственного выживания и сохранения жизни на планете Земля;
главная причина лежит в мировоззренческой плоскости, в неправильном пространственно – временном выводе, что Земля является замкнутой системой и ее существование ограничено наличием ресурсов и временными рамками, значит, есть пределы развития (ПРЕДЕЛЫ РОСТА) и жизни;
- теория устойчивого развития (РИО – 92), теория «золотого миллиарда» – проблему выживания даже части человечества не решают;
вторая группа причин – человек живет не по законам природы и космоса, а вопреки им, уничтожая собственную среду обитания и отрицая разумную жизнь во Вселенной;
- отсутствие попыток постигнуть закон естественно – исторического развития Жизни как общего закона Природы и Космоса
- неопределенность смысла жизни и функционального предназначения человечества;
- разнонаправленность естественных, гуманитарных и религиозных систем знаний.
Сущность современного миропорядка
Говоря о современном миропорядке, отметим следующие геополитические изменения:
- государства утратили в результате глобализации прежние функции формирования современного политического процесса и определения вектора движения человечества;
- усилилась роль ТНК и финансового капитала, которые сливаясь, образуют финансово – экономические империи - глобальные корпорации (ГК), подчиняющие своим интересам страны, народы, государства;
- идет процесс возрождения и формирования мировых этнокультурных цивилизаций, способных противостоять ТНК и ГК;
- в связи с доминированием ТНК и ГК, утратой прежнего влияния государств изменяется сущность войн и вооруженных конфликтов, роль и функции военной силы;
- государства превращаются из государства – нации в корпорации – государства, обслуживающие интересы крупного капитала.
И как утверждает вице – президент Академии геополитических проблем, д.п.н., профессор Н.А. Комлева: «Соответственно, и армия как структурный элемент нации – государства становится элементом политической системы корпорации – государства и служит не интересам общества в целом, но интересам ТНК и ГК, … то есть превращается в структурный элемент коллективной … экономической империи» .
Таким образом, революционные преобразования есть закономерность исторического прогресса, содержание которого определяют не этносы и государства, а мировые этно – культурные цивилизации. Как опишут нынешнюю эпоху историки – сказать трудно, но ускорение кардинальных изменений налицо, а вот прогресс под вопросом. Куда бредет, ведомый западом и рынком, человеческий род? Очевидно, что свобод становится все меньше и меньше – политических, экономических, социальных. Причем свободу теряют не только индивиды, но народы и государства, океаны и континенты. Т.н. «демократия и свободный рынок» поглощают культуру, образование, науку. И главное, человек становится все более несвободен ни в общественной, ни в трудовой, ни в личной жизни. Противоречия накапливаются ускоряющимися темпами, а значит, революционный взрыв неизбежен, но каким он будет – неизвестно, очевидно лишь, что он не будет подобен спокойному уходу в историю эпохи античности. Складывается в глобальном пространстве совершенно новая революционная ситуация. Новая по масштабам, содержанию и структуре противостоящих сил. Классовая борьба, противостояние между трудом и капиталом, колониализмом и стремлением к независимости, похоже, уступают место глобальной войне между транснациональным финансовым капиталом и мировыми этнокультурными цивилизациями. Отдельные народы и государства не способны выдержать разрушительный натиск финансового капитала, ТНК и ГК. А поскольку финансовый капитал базируется на американском долларе, то глобальное противостояние обретает контуры оси Запад – неЗапад, или условно Восток - Запад. Центр – Евразия, основанием которой является Россия, себя в качестве самостоятельной силы не обозначил.
И вот с этих обозначенных позиций мы анализируем современный политический процесс, как на международной арене, так и в России. И делаем вывод: человечество находится в состоянии системного, охватывающего все жизненно важные сферы его жизнедеятельности, кризисе. Причем, кризисные явления с каждым годом становятся масштабнее и острее. Заданная «цивилизованным» Западом траектория движения человечества имеет только одну перспективу: самоуничтожение. Восточный (китайский) цивилизационный проект дает шанс другим цивилизациям на выживание и развитие. Но пока он не обрел мировоззренческого понимания среди народов, в том числе и в России.
Россия в современном мире
Н.Я. Данилевский в своем труде «Россия и Европа» не рассматривает Российскую империю в качестве сложившегося культурно – исторического типа, как, кстати, и США. Он их относит к строящимся типам. Согласимся с Н.Я. Данилевским, но взглянем геополитическим взглядом на историю нашего Отечества из века ХХ1. Русь – Россия прошла все этапы и испытания, чтобы иметь все шансы войти в семью мировых этно-культурных цивилизаций. К Х11 веку Русь сложилась как государство европейского типа, приняла православие в качестве религиозной системы, совершала военные походы против врагов и ради наживы, но была раздроблена на княжества и находилась под угрозой католицизма и Европы. Татаро – монгольское испытание Русь выдержала, получила у татар опыт управления большими пространствами, сохранила религию, научилась жить во взаимодействии с разными племенами, осознала необходимость создания единой государственной авторитарной системы. Эпоха Ивана Грозного – это закладка административно – правовых основ государственного строительства и попытка проектирования будущего. Смута и польское нашествие подчеркнули необходимость духовного единства народа и государства, что и воплощалось на практике. Петр 1 продемонстрировал опыт модернизации государственных устоев и строительства континентальной империи, необходимость политики национальных интересов с опорой на военную силу и динамичное экономическое развитие, подготовку кадров для будущего. Екатерина Великая продолжила деяния Петра, расширяя пространство империи, завоевывая жизненно важные территории и укрепляя военную силу. Елизавета заложила основы великой науки и образования. Сражения с Наполеоном — это проверка российского государства на прочность, способность защищать свои культурно – цивилизационные основы, проявлять мужество и благородство. Первая мировая война и последовавшая в результате ее революция показали, что следовать в русле западных стандартов и утрачивать собственную культурно – цивилизационную матрицу (обезьяничание по Данилевскому) неправильно и опасно – нужно следовать своим путем. Формировалась на историческом пути национальная (из многих народов) элита: культурная, научная, экономическая, техническая, духовная. Сложились в обществе и государстве две геополитические идеи, ставшие доктринальными – «Москва Третий Рим», как православно - славянская матрица, и Россия - Евразия, как русско – тюркская. Сталинский период – это активный и напряженный этап завершения строительства самобытного культурно – исторического типа – советской цивилизации, пик, сочетавший в себе культуры, традиции и мечты славян, татаро – монголов, тюрок и всех других народов России – Евразии. Четко обозначилась культурно – цивилизационная матрица: код, как высший нравственный смысл – совесть. Из кода вытекает святость, справедливость, честь. (культурно – цивилизационным кодом у российского ислама – долг). Ялта 1945 года показала, что СССР — это мировая многонациональная цивилизация, имеющая свою космо – планетарную функцию и ее реализующую. Сталин не успел сформировать устойчивую психологическую защитную систему от влияния чуждых ценностей и разрушительной мощи мягкой силы в лице потребительского проекта (теория социального программирования). Социализм еще не стал мировоззрением элиты и общества, он скорее был не осознан как космо – планетарная функция Союза, и джинсы победили идеологические установки КПСС. Хрущев подыграл противникам социализма своими лозунгами «догнать и перегнать Америку на потребительском рынке (по мясу, молоку, яйцам и т.д.) В период «брежневского застоя» развитие достаточно мощное продолжалось в науке, образовании, культуре, военном деле, в экономике, но в головах, действительно, был застой. Теория социализма не развивалась, «холодная война» подразумевалась как противостояние в военной сфере, исследованию мягкой силы, информационной войне достаточного внимания не уделялось. Мы проиграли, потому что не понимали суть нашей функции как цивилизации и постепенно теряли цивилизационную устойчивость. И сегодня, начиная с Горбачева, мы проходим испытания на психологическую устойчивость и выживание. Наши предки научились и нас научили сражаться на поле боя, объединять народы и нести в мир добро, развивать образование и науку, совершать великие подвиги во всех жизненных ситуациях, устремляться ввысь, но не научили нас распознавать скрытых врагов, их тайные замыслы и коварные планы. К тому же мы разменяли на барахло великий смысл жизни, изменили свое ценностное восприятие земного мироздания и стали угодничать перед воровским богатством и воровской властью. Терпели и поддерживали Горбачева, избрали своим руководителем алкоголика Ельцина, нанесшего стране ущерб не сопоставимый с совокупным негативом всех прежних правителей Руси, России, СССР. И сегодня отдаем этому подонку почести, и его преемники клянутся в продолжении его курса и, к сожалению, продолжают это с пристрастием.
Остро для России стоит вопрос цивилизационной идентичности: цивилизация мы или нет? Пока нас рисуют в числе шести - семи мировых цивилизаций. Но…
Историко – геополитический анализ позволяет определить космо – планетарную сущность нашего Отечества, функциональные предназначенности (миссию) нашего многонационального народа. Итак,
Россия строилась как интеллектуально – нравственная держава справедливости и чести. Ее конструкции:
- планетарный центр добра и справедливости;
- духовный источник человечества;
- регулятор отношений между Востоком и Западом;
- родина социального – коллективистского эксперимента;
- генератор космической устремленности человечества;
- образец веротерпимости, мужества, любви к Отечеству и Богу.
Когда мы следовали этим путем, нам сопутствовал успех; когда обезьянничали перед кем – то, терпели фиаско. Вот и в конце ХХ в. и в начале ХХ1 – го, Россия заметалась между Западом и Востоком и теряет свою цивилизационную сущность, в то время как другие народы возрождают цивилизационную идентичность.
Китай, Индия проявляют себя не только как динамично развивающиеся государства, но прежде как мировые этнокультурные цивилизации. Они следуют своему космическому предназначению. И утверждают собственную культурно – цивилизационную сущность, потому и достигают высочайших успехов в культуре, образовании, науке и экономике.
Идет процесс формирования культурно – цивилизационной общности в Латинской Америке, идеи боливарианского социализма и антиамериканизма мощно овладевают сознанием потомков майя, инков, ацтеков и конкистадоров. В стадии переосмысления цивилизационной идентичности и божественной предназначенности находится исламский мир. Нет сомнения, что мусульманские мудрецы преодолеют навязанный Соединенными Штатами и Израилем раскол между сунитами и шиитами, и запустят процесс взрывного развития исламского сознания, культуры, науки и затем экономики. Интересные процессы происходят в постэкваториальной Африке. Как ни странно звучит, но в этот регион «сдвигается» христианский мир (575 млн. христиан), в том числе около 50 млн. православных (монофизиты, в Эфиопии их около 40 млн. человек) Возрождается суфийский орден, блуждают идеи африканского социализма.
Не складывается строительство евроцивилизации в силу кардинальных политических, культурных, религиозных, духовно – ценностных различий между странами входящими в ЕС. Плюс подконтрольность Европы политике США и интересам транснационального капитала.
А что же в России – Евразии?
Россия находится вне культурно – цивилизационного созидания. Более того обе матрицы, синтезирующие русскую цивилизацию – православно – славянская и евразийская активно разрушаются. Среди бывших постсоветских республик Центральной Азии и Кавказа растет разочарование поведением российских властей и бизнеса, Россия не предложила развернутой взаимовыгодной геополитической концепции формирования будущего евразийского пространства. Да и собственного внутреннего проекта развития исламской составляющей цивилизационного строительства властями не предложено. И потому самый грамотный, самый культурно продвинутый умеренный исламский потенциал мира в России отдан влиянию радикализированного Ближнего Востока. Что и доказывает активное участие российских мусульман в ИГИЛ и других радикальных структурах.
Православно – славянский ареал также не имеет ясной перспективы, кроме возможной войны с Украиной и трагедии Донбасса и Луганска. Избрание президентом Украины Владимира Зеленского насторожило властно – олигархические кланы в России. Они трясутся в страхе за будущее своих миллиардов, и вместо налаживания нормальных отношений с новой украинской властью, через заказные СМИ пытаются дискредитировать выбор украинского народа, запугать россиян (крымчан, прежде всего) войной с незалэжной.
Союзное государство России – Беларуси пока держится, но ни мы, ни белорусы не понимаем что такое союзное государство. Нет теории вопроса, нет прецедента, с которого можно копировать. Все опять же сводится к экономике, которая в рыночных условиях весьма конкурентна, и противоречия накапливаются: транснациональный олигархат рассматривает Беларусь не иначе как добычу. Мы добровольно потеряли балканское православное пространство. Единственный союзник на Балканах – Сербия движется в сторону ЕС и НАТО. В целом нынешняя власть РФ проиграла в цивилизационном строительстве практически все, что можно было утратить.
Россия оказалась между двух глобальных мегапроектов – американского и китайского, природных ресурсов для реализации которых недостаточно. Поэтому, кроме жестокой борьбы между собой, США и Китай ведут войну за российские ресурсы.
Между ними возможен компромисс – раздел российского пространства.
Евразийский экономический союз весьма аморфное рыночно – экономическое образование, пытающееся жить и развиваться по западной «шпаргалке», поглощается Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), где главный игрок Китай, выстраивающий собственный мегапроект – «китайскую мечту» ХХ1 века. Россия после развала СССР так и не обрела собственной геополитической идеи, не имеет глобального проекта, а стратегия либеральной власти заключалась в разрушении советского наследия до такой степени, чтобы не осталось какого – либо потенциала для возрождения подобия Советского Союза и мировой социалистической системы. Сегодня, если и прочитывается некая стратегическая линия, то только как тотальное разграбление и вывод за рубеж природных богатств и зачистка территории от грамотного, политически активного коренного населения с заменой его на временных и более дешевых (а значит и более прибыльных) гастарбайтеров. Т.е., капиталистическая алчность рынка поглотила Россию, увела ее народы от выполнения предназначенной ей высшим разумом миссии.
Навязанная российскому народу либеральная идеология «дикого рынка» оказалась преступно - криминальной по отношению к большинству населения и разрушительна по своей сущности. Это нечто подобное гитлеровскому плану «Ост» в новой редакции.
Государство – нация, каким был СССР, приватизировано узкой группой «хищников - олигархов», превратилось в корпорацию – государство, обслуживает транснациональные интересы, избавляется от населения, как актива, понижающего прибыли. Ощущается присутствие теневой структуры выработки и принятия стратегических решений в интересах транснационального капитала и против подавляющего числа населения.
Российский народ погрязает в бессмысленности своего существования не видит будущего, деградирует и вымирает. А украинцы, похоже, просыпаются. Дай – то Бог
Л.Г. Ивашов, д.и.н., президент Академии геополитических проблем, генерал - полковник
Подробнее см. https://www.facebook.com/lgivashov