Сходу, сразу и прежде всего: Франко с трудом переносил фашизм. Да-да, именно так. И фашистом он не был. А был самым обычным военным диктатором. Военные вообще довольно часто аполитичны. Если продолжить давать определения этому человеку, то можно к диктатору прибавить еще католика, монархиста, анти-масона и твердого сторонника капитализма.
Все это не нравилось фашистам и нацистам, которые сами мирились с капиталистической системой в ее тогдашнем виде, и ее издержками, лишь постольку-поскольку. Франко, в свою очередь, не нравились их антирелигиозная позиция и слово "социализм" в сочетании "национал-социализм".
Достаточно тесные приятельские связи у Франко были с соседом - португальским диктатором Антонио Салазаром, который помог ему в испанской гражданской войне. И который, при всем своем правом уклоне, также, фашистом не являлся. Более того, отстояв нейтралитет Португалии, он потихоньку оказывал помощь союзникам во время Второй Мировой.
Испания пребывала в плачевном состоянии после гражданской. Никаких ресурсов выступить в мировой войне, на чьей-либо стороне, у испанцев не было. Повсеместная разруха, многочисленные жертвы... Экономика была истощена до предела и новая война попросту привела бы к расколу страны.
Франко, в данной ситуации, повел себя мудро. Он понимал, что анти-гитлеровская коалиция одержит победу и поэтому более-менее нормальные отношения с союзниками были очень желательны. Чтобы удовлетворить Гитлера, Франко организовал и послал на фронт "Голубую дивизию", в которую вошли испанские добровольцы, возжелавшие повоевать на Восточном фронте. Ход был мудрым вдвойне - демонстрируя жест, который должен был оценить Гитлер, Франко одновременно избавлялся от рьяных испанских сторонников фашистов. Избавлялся гарантированно. При этом, испанской дивизии было явно недостаточно для того, чтобы вызвать гнев союзников. Судьба Муссолини и Гитлера ему не грозила.
Альянс Франко с этими "партнерами" был весьма непростым и в кажущейся дружбе было множество подводных камней. Фашисты выступили на стороне националистов потому, что коммунисты были на стороне республиканцев. Франко не совершил ошибок, которые совершили его враги, ставшие слишком зависимыми от своих союзников.
Коммунисты, в конце-концов, совершили переворот в Каталонии, приведший к вооруженному конфликту внутри республиканской коалиции, ослабив ее и деморализовав солдат.
Сразу после победы в войне, Франко вежливо поблагодарил Гитлера и Муссолини за "неоценимую помощь и поддержку" и обещал взаимность. Что, однако, так и осталось обещанием. Зная, что Испания не потянет еще одну войну, внутреннюю или внешнюю, Франко всеми силами старался не допустить нового конфликта в стране, а также сколько-нибудь масштабного участия в мировой заварухе. Отдельные Андалузия, Эускади, Кастилия и Каталония ему были не нужны. А сепаратизм был на тот момент более чем реальной угрозой.
Гитлер весьма быстро понял намерения Франко и то, что испанский диктатор ловко использовал помощь Германии.
"Латинос в худшем смысле этого слова" - примерно так отзывался о Франко немецкий фюрер, добавив однажды, что скорее предпочел бы визит к дантисту и вырванный зуб, чем встречу с испанским диктатором.
Спасибо за прочтение!