Приближается трагическая для всей нашей страны дата – 22 июня. Именно в этот день на нас обрушилась одна из самых страшных бед в истории – агрессия нацистской Германии. Впереди будут почти четыре года войны и долгожданная Победа. Долгожданная и невозможная. Именно невозможная. Советский Союз не мог победить. По всем раскладам его могло хватить месяца на три, максимум на четыре, если погода будет плохой. А дальше полный коллапс власти и управления, руководства вооруженными силами. И крах! И это не только мое мнение. Американский военный министр Г. Стимсон давал СССР всего три месяца жизни. Американская разведка дала и того меньше – шесть недель. И это были не голословные утверждения. Правительству и Конгрессу нужно было знать, оказывать ли Советам помощь или их сразу можно «списать».
Иногда можно услышать такие рассуждения: сколько было их и сколько нас; сколько у них территории и сколько у нас; сколько у них ресурсов и сколько у нас. Вот давайте сравним и разберемся, что было у них и что у нас. Разложим все по местам.
Демография.
Население Советского Союза на 1941 год по официальным данным составляло 196 млн. человек. Данные по Германии с вновь приобретенными (не путать с оккупированными) территориями обычно указываются в 90 млн. Разница, казалось бы, внушительная. Но не будем спешить. Вспомним, что вместе с немцами на территорию СССР вторглись и войска союзников – Румынии (13 млн.), Венгрии (9 млн.), Словакии (3,5 млн.) и Финляндии (3,7 млн). Итого 29,2 млн человек. То есть общий демографический потенциал нашего противника составлял 119,2 млн. Уже разница не столь пугающая.
Можно меня упрекнуть, что я не учел наших союзников – англичан. Но к тому времени боевые действия в Европе свелись к обмену ударами авиации, не слишком интенсивными – «Битва за Британию» уже закончилась. У Кригсмарине в Атлантике была своя война. На Средиземноморье же и в Африке основной боевой силой были итальянцы. Их людские ресурсы (44 млн.) приобщать к немецким я не стал, т.к. они в 1941 г. на Восточном фронте не действовали. Здесь можно сказать, что солдаты-союзники были немцам неровня. В основном согласен, только вот финны даже над немцами посмеивались. К тому же нужно разобрать качество и советского «человеческого материала».
В военных документах тех лет, касающихся боеготовности частей, наряду с численностью личного состава, наличием вооружений и техники, количеством коммунистов-комсомольцев почти всегда указывался национальный состав подразделения. Считалось, чем выше процент русских, украинцев, белорусов и евреев, тем подразделение устойчивей.
Боже, упаси! Не считайте меня великодержавным шовинистом. Я интернационалист, а здесь констатирую только некоторые факты. Считаю себя русским, но внешне не похож.
После Октябрьской революции национальные окраины бывшей Российской империи так или иначе приобрели независимость. На территориях появились национальные правительства, собственные вооруженные силы. Но Советская власть – не маша-растеряша, в ходе Гражданской войны и за 20 лет после нее вновь собрала воедино почти все осколки Империи. И отнюдь не всегда это происходило путем «братского поцелуя», чаще головы рубили. Националистические настроения были подавлены и попрятаны, но не исчезли вовсе.
Итак, Советский Союз был многонациональным государством. В составе было 15 только союзных республик, не считая автономий. Если с братьями-славянами: русскими, белорусами и украинцами было все понятно – мы хоть и собачимся на бытовом уровне, обзывая друг друга хохлами, бульбашами и москалями, но мы от одного корня и у нас сходные культура и менталитет. И уровень образования был примерно одинаков по трем республикам. Татары, башкиры, чуваши и др. – мы уже столько лет вместе, что научились друг друга понимать. Сложнее с народами Средней Азии, Кавказа и Закавказья, Прибалтики.
Кто из мужчин служил в советское время, наверняка помнит, что процентов восемьдесят призывников из республик Средней Азии направлялись служить в стройбаты по причине крайне низкой грамотности и незнания русского языка. В 41-м году ситуация была только хуже. Вспомним, что там басмачей-то полностью извели только в начале 30-х. А в этих республиках проживало в общей сложности 13 с лишним миллионов человек – население целой вражеской Румынии.
Население Латвии, Литвы и Эстонии, составлявшее совокупно 6 млн. человек, встречало в 1940 г. Красную армию цветами. Такими же цветами встретило в 41-м и Вермахт. Только к этому стоит добавить и повылазившее вооруженное националистическое подполье, которое принялось стрелять в спину советским солдатам.
2,8 млн. молдаван, ставших гражданами СССР в 1940 г., больше хотели вернуться в Румынию, чем оставаться в «братской семье народов». Достаточно вспомнить, что из почти трех тысяч партизан, действовавших в годы ВОВ на территории республики, этническими молдаванами были лишь семеро. «Смуглянка-молдаванка» ни в какой лес не ходила.
Жители закавказских республик (9,3 млн. чел.) также далеко не все положительно воспринимали и Советскую власть, и главенство Москвы. Про население присоединенных в 1939 г. Западной Белоруссии и Западной Украины можно и не рассказывать.
И это только союзные республики. А сколько проблем было с автономиями внутри РСФСР. Достаточно вспомнить коренное население Крыма, Северного Кавказа.
Кто-то может возразить, что были такие герои войны, как Султан Амет-Хан, Нельсон Степанян, Арнольд Мери, Эндель Пуусепп, Мелитон Кантария. Полностью согласен. Но были и Туркестанский, Армянский, Грузинский, Северокавказский, Азербайджанский и пр. легионы Вермахта. Только маленькая Эстония отправила служить в Вермахт и СС порядка 40 тыс. человек, а Латвия не менее 120 тыс. И это только те люди, которые не просто втихаря не любили русских и Советскую власть, но готовы были сражаться с ними с оружием в руках.
Да и с титульной нацией тоже не все в порядке было. Революция, Гражданская война внесли глубокий раскол в русское общество, который, несмотря на все «кнуты и пряники» Советской власти, так и не был преодолен. Таким образом, если суммировать все величины, то получим минимум миллионов 35 населения с ограниченной лояльностью.
Кроме того, если помним, план «Барбаросса» предполагал молниеносный захват западных территорий СССР. На двадцатый день операции немецкие войска должны были выйти к Днепру южнее Киева, захватить Мозырь, Рогачев, Оршу, Витебск, Великие Луки, Пярну. И в целом задача была выполнена. На некоторых участках даже с опережением. Это значит, что огромная территория с многочисленным населением уже не могла советскому руководству служить мобилизационным ресурсом ни для армии, ни для промышленности. Потом, правда, темпы немецкого наступления замедлились, но к октябрю 1941 г. оказались оккупированными шесть союзных республик и целый ряд областей из состава РСФСР. Вместе с населением. В знаменитом июльском 1942 г. приказе № 227 «Ни шагу назад» Сталин говорит о потере на занятых немцами территориях более 70 млн. населения. Учитывая, что только на Украине, в Белоруссии, Молдавии и Прибалтийских республиках проживало до войны порядка 55 млн. советских граждан, Сталин, скорее всего, сгладил масштабы катастрофы.
Помимо боев на западе собственной страны, Советскому Союзу приходилось тратить людские ресурсы и на других направлениях. В августе-сентябре 1941 г., опасаясь прогерманских настроений шаха Пехлеви, совместно с англичанами пришлось вести боевые действия на территории Ирана, а после держать там оккупационные войска.
Также не следует забывать и о наших «несостоявшихся врагах» - Японии и Турции. Против них пришлось держать три «холодных» фронта – Дальневосточный, Забайкальский и Закавказский. Можно возразить, что Япония с Турцией на нас так и не напали. Это мы сейчас знаем, что не напали. А летом-осенью 41-го их истинные планы никому ведомы не были. И, перебрасывая дивизии с Дальнего Востока под Москву, советское командование рисковало спровоцировать Японию. Следовательно, разговор о том, что Германия воевала в 41-м году на два фронта, а СССР на один, не совсем корректен.
Таким образом, имея перед войной формальное численное превосходство над врагом, СССР уже к середине осени 1941 г. его полностью утратил. Более того, учитывая огромные потери, понесенные советскими вооруженными силами, численный перевес уже был у противника.
Если вам интересно, в следующей части обсудим вопросы территории и ресурсов.
Если вам понравился материал, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.