Найти тему

Успеть за шесть недель

В январе 2019 года патриарх Кирилл во время выступления в Госдуме попросил парламентариев повторно рассмотреть вопрос о выведении абортов из программы ОМС. В 2016 году аналогичный законопроект, внесённый парламентской группой во главе с Еленой Мизулиной, уже был отклонён после возражений Минздрава. Но по просьбе патриарха Дума вернётся к обсуждению этой инициативы. Вывод абортов из ОМС называют ограничительной мерой, но фактически – это мера запретительная, лишающая наименее социально-защищённых женщин доступа к легальному и безопасному прерыванию беременности.

Почти сто лет назад, в ноябре 1920 года, РСФСР первой в мире легализовала аборты. Неслыханное по тем временем внимание к автономии женщины и её репродуктивным правам, скорее всего объяснялось вполне прозаически – государству были нужны рабочие руки, в том числе женские. Прямо сейчас, а не через пятнадцать лет, когда подрастут нынешние виновники декретных отпусков. Тем не менее, во многом благодаря большевикам российское законодательство в отношении абортов до сих пор остаётся одним из самых либеральных в мире[1].

Большевики разрешили аборты в 1920 году. 
В России, переживавшей сексуальную революцию, они были единственным доступным широким массам и самым распространённым способом контроля рождаемости.
Большевики разрешили аборты в 1920 году. В России, переживавшей сексуальную революцию, они были единственным доступным широким массам и самым распространённым способом контроля рождаемости.

Русской православной церкви, которая традиционно считает аборт грехом, эта либеральность давно не даёт покоя. Но в 2019 году церковь вынуждена говорить на современном языке, поэтому необходимость запрета патриарх объясняет не библейской традицией, а гуманистическими соображениями: пора «признать право на жизнь за нерождённым ребёнком»[2].

В США, где антиабортные движения исторически пользуется большим влиянием, подобные соображения высказываются регулярно. С 2013 года шесть штатов приняли законы, запрещающие проведение аборта после шести-семи недель с момента зачатия. Примерно на этом сроке у эмбриона начинает отмечаться сердечная активность. Губернатор Джорджии подписавший последний из таких законов в мае 2019 года, прокомментировал его принятие словами: «В Джорджии ценят жизнь. Мы отстаиваем права тех, кто не может защитить себя сам».

Несмотря на юридический статус законодательного акта, так называемый закон «о сердцебиении плода» сейчас – не более чем красноречивое высказывание: способ местных властей обозначить своё отношение к абортам. Вступить в силу он не может, так как противоречит принятому в 1973 году решению Верховного суда, согласно которому женщина сохраняет право на прерывание беременности, пока плод не является жизнеспособным (т.е. до 24-28 недели). Тем не менее, власти штатов продолжают массово принимать «законы о сердцебиении» и отстаивать право на их исполнение в суде, рассчитывая довести одно из таких дел до Верховного суда и отменить действующую федеральную норму.

Ограничение права на аборт первыми шестью неделями во многих случаях равносильно полному запрету – на таком сроке женщина может не подозревать, что беременна, и узнает об этом лишь тогда, когда эмбрион в её матке станет полноценным гражданином, права которого для государства так же важны, как права матери. Иными словами – когда решать, сохранить беременность или нет, сможет только государство.

Действительно ли определяемая на шестой неделе пульсация клеточной структуры, которая в будущем станет сердцем, делает эмбрион человеком? Что вообще делает человека человеком? За ответами на подобные вопросы принято обращаться к философии или церкви. И пока философия сомневается, страдает и ищет, у церкви готов однозначный ответ – человек становится человеком в момент зачатия. Зародившаяся жизнь принадлежит богу, и нам остаётся лишь покориться его воле.

Советская Россия, несмотря на совершенное безразличие к доводам церкви, своё мнение об абортах поменяла довольно быстро – и снова из прагматических соображений. В начале 1930-х стали очевидны первые признаки надвигающихся демографических проблем, и доступ к абортам начали ограничивать. В 1936 году их запретили вовсе. Год спустя большевик Арон Сольц писал в газете «Труд»: «Нам нужны люди. Уничтожение зарождающейся жизни недопустимо в нашем государстве строящегося социализма»[3].

В начале 1930-х годов доступ к абортам в СССР снова начали ограничивать. 
В 1936 году их запретили вовсе.
В начале 1930-х годов доступ к абортам в СССР снова начали ограничивать. В 1936 году их запретили вовсе.

Руководствуясь всё теми же демографическими соображениями, Николае Чаушеску в 1966 году запретил аборты в Румынии. Зародыш он объявил «социалистической собственностью», а уклоняющихся от деторождения – дезертирами.

Патриарх Кирилл потребовал выведения абортов из ОМС, заявив, что средства налогоплательщиков нельзя тратить на то, что «медицинской помощью не является и являться не может» – на возможность «избавиться от нежелательного ребенка»[4].

«У нас даже такие, казалось бы, интимные вопросы, как семья, как рождение детей, из личных становятся общественными…»[5] – так продолжается статья Арона Сольца от 1937 года, и по прошествии восьмидесяти с лишним лет эта фраза по-прежнему актуальна. Плод, живущий в утробе, принадлежит богу, государству, налогоплательщикам – кому угодно, только не матери. И решение о том, рожать или не рожать, позволяется принимать кому угодно, только не ей самой.

Пугающим выглядит вывих гуманистической риторики, согласно которому вступаясь за «тех, кто не может защитить себя сам», допускается полностью игнорировать голоса тех, кто защищать себя пытается: женщин, решившихся на аборт. К этому решению многие приходят через страх и стыд, через неделю тишины и навязанное прослушивание сердцебиения плода. Через давление врачей, осуждение родственников, через презрительно брошенное в поликлинике – «абортница». Такое решение может оказаться одним из самых сложных и страшных в жизни. Но это не значит, что государство, общество или церковь вправе лишить женщину возможности его принять.

_____________________

[1] Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статья 56 «Искусственное прерывание беременности». Для прерывания беременности сроком до 12 недель достаточно желания женщины, на более поздних сроках аборт возможен по социальным причинам (в т.ч. при наступлении беременности в результате изнасилования) или медицинским показаниям (при угрозе жизни или здоровью матери или плода).

[2] Цитата по тексту доклада, представленному на сайте Московского Патриархата: http://www.patriarchia.ru/db/text/5363372.html

[3] Сольц А.А. Аборт и алименты // Труд. 27 апреля 1937. № 97. Цитата по публикации: http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0221/reprod01.php

[4] Цитата по тексту доклада, представленному на сайте Московского Патриархата: http://www.patriarchia.ru/db/text/5363372.html

[5] Сольц А.А. Аборт и алименты // Труд. 27 апреля 1937. № 97. Цитата по публикации: http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0221/reprod01.php