Основательница онлайн магазина Wildberries 43-летняя Татьяна Бакальчук считается одной из крайне закрытых персон и крайне редко дает интервью. Она рассказала, когда Wildberries начнет штурмовать Европу, как бесплатная доставка стала нормой и как изменился портрет покупателя..
Состояние этой женщины оценивается в 1,2 млрд долларов, и на данный момент Татьяна - вторая в России женщина-миллиардер после Елены Батуриной. Когда Татьяна Бакальчук и ее супруг Владислав в 2005 году основали компанию и начали продавать одежду через интернет, на них смотрели косо. Но как рассказала Татьяна в интервью телеканалу РБК, уже через 5-6 лет он-лайн магазины стали модными и популярными.
- Мы первое время ощущали дискомфорт, что конкуренты дышали нам в затылок. Это отвлекало. И игра с бесплатной доставкой: то включили, то выключили. А потом нам это надоело, и мы сделали ее бесплатной до конца лета. А нас обвиняли в том, что мы раскачали рынок. А мы бы ее не вводили, если бы другие не начали....
У Татьяны Бакальчук - 4 детей, и она говорит, что привыкла к такому тяжелому графику: быть мамой и руководить большой компанией. Но на вопрос о том, как именно ей это удается, у нее пока нет ответов:
- Я не могу давать советы. Это очень ответственная тема. Я стараюсь эволюционировать. И именно поэтому раньше не любила общаться с журналистами. О том, как сочетать бизнес и семью - есть хорошие книги. Например, рисуешь круг, куда вписываешь важные для себя сферы и следишь, чтобы это колесо было заполнено равномерно.
Название одного из крупнейших он-лайн магазинов России, а теперь еще основательница Татьяна Бакальчук придумала сама, но не помнит, почему именно такое, хотя искала его она достаточно долго. Но подчеркивает, что с ним было много проблем при регистрации. И потом умные маркетологи ставили Татьяне Бакальчук в укор, что это название сложное, но сейчас магазин уже не беспокоит трудности произношения и написания.
- Сейчас наши потребители - это преимущественно работающие и неработающие молодые женщины. Я получаю разные отзывы от совершенно разных людей. Приятно, что последнее время у нас начали появляться клиенты-мужчины, их стало больше.
Сейчас Татьяна Бакальчук называет два ключевых принципа, которые позволили ее бизнесу занять достойное место на рынке.
Наша цель - сделать наш сервис самым лучшим для покупателя. Второе - экономика: у нас нет инвестиций со стороны. Мы существуем на то, что сами зарабатываем. и у нас не было выбора не считать деньги, нам надо снижать издержки.
Татьяна Бакальчук рассказывает, что компания ввела фиксированную стоимость доставки, а потом и вовсе сделала ее бесплатной, взяв расходы на себя. Затем обратили внимание и на поставщиков: "Вайлдберриз" снизил комиссию от поставщиков. И это дало эффект: их пришло в 2 раза больше.
- Мы получили более выгодные предложения от курьерских служб. И число заказов выросло в несколько раз. И сейчас поставщики тоже начинают раскачиваться.
Важным опытом и пробой, которая могла стоить дорого для магазина, стала попытка запуска своего собственного производства одежды. Но компания вовремя сообразила, что это не ее профиль.
- У нас есть какая-то путеводная звезда, потому что было несколько опасных моментов, и мы успевали заранее отойти и поменять вектор. И они проходили мимо. Я думаю, что это была интуиция, и потому что, мы держим руку на пульсе.
Классической ошибкой "Вайлдберриз" Татьяна так же называет "кассовый разрыв".
- У нас было 150 человек закупочных менеджеров, которые уговаривали поставщиков предоставлять хорошие цены и рассрочки. И в 2013-14 году, когда начался кризис, мы поняли, что надо менять схему работы с поставщиками и нельзя делать такую большую задолженность перед ними - это опасно.
Сейчас главной проблемой своего детища Татьяна Бакальчук называет тот факт, что миллион вещей заходит со складов и столько же выходит. И именно с этим связаны основные сложности он-лайн магазина.
По словам Татьяны Бакальчук, сейчас магазин Wildberries в сотрудничестве с Минпромторгом планирует создавать в регионах хабы, где местные производители смогут получить возможность продаваться по всей стране, а так же и в Европе, поскольку он-лайн магазин планирует выходить на европейские рынки тоже. Осенью компания планирует уже сообщить о каких-то конкретных результатах в этом направлении.
- Чтобы расти и развиваться, чтобы стать успешным магазином в Европе, а не только в России - это значит мотивировать людей покупать больше. Я задаю себе вопрос: а не является ли это неправильным с точки зрения разумного потребления и заботы об окружающей среде? Но потом я подумала, что нам всем надо сосредоточиться не на своем эго, а на том, что действительно полезно для планеты. Например, выпускать многоразовые сумки без надписи какого-либо бренда. И на рынке моды может произойти что-то подобное...
Задача крупнейших онлайн ретейлеров способствовать этому, считает основательница "Вайлдберриз".