Найти в Дзене

Лойола — великий и ужасный!

В "Лисе с синими глазами" упоминается теоретическая битва Августина со святым Лойолой. Причём, его брат Томас сильно переживал за исход этой битвы. Казалось бы, всякое бывает. Но! Этот самый святой Лойола вдруг (но, наверное, по мнению К. совсем не вдруг) появляется в "Записках из прошлого". И снова он выступает в качестве оппонента в спорах. И вот тут-то и возник вопрос: да кто вы такой, товарищ Лойола?

Он родился в 1491 году в замке Лойола на севере Испании, в провинции басков. Его имя — Иниго Лопес де Лойола. Считается, что его мать предвидела рождение необычного ребенка, Божьего любимца, и сознательно родила его в хлеву, как Мария Иисуса. И якобы, будучи грудным, он лично потребовал, чтобы его назвали Игнатием, от латинского «игнатус» — «простой, скромный».

Лойола юношей начал службу при дворе. Его первая должность — паж, он был в свите короля Фердинанда Арагонского. Он рано почувствовал себя кем-то значительным. Но будущего своего поприща, пока совершенно не представлял: забавлялся рыцарством, не зря его сравнивают с доном Кихотом.

В зрелом возрасте, будучи командиром испанских войск, получил серьезное ранение обеих ног. Тяжелые операции приковали его к постели на год. И пока он восстанавливал здоровье, его богобоязненная матушка дала ему жития святых. И вдруг это чтиво увлекло его! Понимая, что в теле инвалида особых успехов в карьере не добиться, он решил стать рыцарем и воином Христа, Богоматери и святого Петра. Так называемое посвящение произошло в монастыре Монсеррат. И тут же в пещере написал свой знаменитый труд «Exertitia spiritualis» — «Духовные упражнения», руководство по тому, как достигнуть духовного совершенства, приблизиться к божественным мыслям, услышать слово Божье.

Но вдруг по Европе пронёсся ветер перемен, и возникшие из ниоткуда идеологи в один голос заявили, что теперь церковь в качестве посредника совсем не нужна! Ох, как же они были не правы, по мнению Лойолы - он встал на путь создания воинствующей духовной организации. И его мнение полностью совпадало с желанием церкви усилить борьбу с духовными варварами. Голоса Богоматери, Иисуса, святого Петра в его видениях, вдохновляли его на распространение истинной католической веры. Поэтому Лойола отправляется в Иерусалим. Но там его воспринимают как еретика. Как это, ты не знаешь латыни, теологии, не представляешь как говорить с неверными, но общаешься с Марией и Иисусом? С позором он вернулся в Испанию, где серьезно взялся за свое образование. И в возрасте 37 лет получил звание магистра теологии.

Вокруг него собрался небольшой круг друзей и единомышленников. Они не только разделяли его взгляды, но и поддерживали материально. Да и идея вернуться в Иерусалим все еще не покидает его. Лишь война между Италией и Турцией не дала мечте осуществиться. Тут бы загрустить и вернуться к проповедям, но очередное озарение спустилось к Лойоле. Как можно уезжать из бедной Европы, которая задыхалась от отступников, называвших себя христианами! Встреча с Папой Римским укрепила его дух, теперь можно и зарегистрироваться официально - Орден Иисуса. Устав был написан на испанском, и с трудом утвержден. Теперь это не просто орден, по сути это духовное войско. Позже его участники получат прозвище "папские янычары". А все потому, что к основным принципам всех духовно-рыцарских орденов Лойола прибавил еще один: безусловное подчинение, повиновение и служение Христу, католической церкви и папе. По мысли Лойолы, тот, кто хочет посвятить себя Богу, должен отдать ему свою волю и свой разум. И как раз эта идея безусловного служения, безусловного подчинения становится основой организации, которая по сей день вызывает противоречивые оценки. С точки зрения иезуитов, ум человеческий, отказавшись от всякого личного суждения, должен быть всегда готов к полному и совершенному повиновению церкви. Надо признать, что орден имел немалый успех. Об этом говорит его быстрый численный рост. При этом, если иезуитов изгоняли из какой-нибудь страны, они со временем возвращались и множились. Была у их служения какая-то магия. Иезуиты проповедовали с большим успехом, имея огромное влияние и в политических кругах.

Лично Игнатий Лойола склонен был оставаться в лоне духовной борьбы. Однако один из его принципов — «Цель оправдывает средства». Страшная мысль, находящая сторонников во все времена!

Он пережил триумф, видя, как орден завоевывает сердца сторонников, но принял решение уйти из ордена: как человек очень умный и наблюдательный, он понимал, что абсолютной победы нет. И вероятно, догадывался, что она невозможна. Но руководство было против его ухода, и Лойола был руководителем до самой смерти.

Умер он в Риме в 1556 году, похоронен там же, в церкви Иисуса Христа. А в 1622 году официально канонизирован папой Григорием XV и числится в списке католических святых с именем святой Игнатий.

Девиз иезуитов — «К вящей славе Господней». Все можно, чтобы слава Господа росла. Вечное «во имя». Сколько этот тезис провозглашали и будут провозглашать в разные времена и на разных поприщах: политическом, духовном, художественном. «Во имя» — значит все можно. Как привлекательно и как опасно!