Добрый день дорогие друзья.
Давайте разберем в самом начале что же такое стартап и чем он отличается от бизнеса.
Стартап это бизнес и отличается от не стартапа только двумя характеристиками. Первое - срок существования, стартап это бизнес работающий меньше 1 года. Второе отличие это оборот- то есть то количество денег, которое поступает на счет компании, обычно он не превышает 1 мл рублей в год. Именно совокупность времени существования и оборота и отличает стартап от не стартапа.
И так если стартап это полноценный бизнес, просто еще достаточно молодой, то он подчиняется тем же самым законам, что и бизнес, существующий продолжительное количество времени.
Из вышесказанного следует, что если давно работающему бизнесу нужна юридическая помощь, то и стартапу она так же нужна. Причем объем вопросов ни сколько не меньше, просто они обладают другой спецификой и связаны с тем, что у стартапа недостаточно опыта работы.
Первый вопрос возникает в тот момент, когда вы просто задумались про открытие ООО - система налогообложения. Вы все конечно знаете про все системы, однако мало кто из начинающих предпринимателей понимает, какая система налогообложения подходит именно его бизнесу и почему, какие расходы считаются расходами по мнению ИФНС, какие расходы вам примут к вычету, а какие нет. Вопросы относительно «экономической» составляющей Вашего бизнеса Вам зададут на собеседовании в налоговом органе, о чем пойдет речь ниже. также Вы должны помнить, что систему налогообложения можно менять лишь раз в год, и если вы ошибетесь с выбором в самом начале, то рискуете на налогах потерять значительное количество денег.
При регистрации ООО в ИФНС директор должен пройти собеседование, это сделано для того, чтобы не допустить регистрации бизнеса на номинала (номинал - это лицо, кто является подставным или фиктивным директором или учредителем). Так что если вы планировали оформить бизнес на кого-нибудь кроме себя, то теперь это будет гораздо сложнее. По статистике за 2019 год каждому 4 гражданину отказывают в регистрации по причине подозрения на «номинальность». После же регистрации сотрудники ИФНС приходят с проверкой по юридическому адресу и если вас там нет, то вы получаете отметку о недостоверности и проблемы с расчетным счетом. Так что теперь к регистрации ООО нужно подходить с умом и готовиться к общению с налоговой.
Теперь, предположим, вы прошли регистрацию и у вас есть рабочее юридическое лицо. Вы создали сайт, чтобы продвигать свой товар или услугу через интернет. У вас на сайте есть форма заявки, которая собирает данные ваших клиентов. И тут возникает следующий риск. Имя, номер телефона или электронная почта - это персональные данные и на их использование нужно получить согласие, ключевое слово именно получить. И вы как юридическое лицо несете ответственность в рамках ФЗ «О персональных данных», и отсутствие правил хранения и иных документов, может повлечь за собой наложение штрафа 50 тр для ИП и 200 тр для юридического лица. Решить эту проблему можно, зарегистрировав компанию как оператора персональных данных и подготовив пакет документов по хранению персональных данных, а это уже задача юриста, поскольку в интернете слишком много документов, сделанных недоучками.
Теперь сайт у вас работает, или вы каким либо образом начали привлекать потенциальных клиентов. Ваша задача теперь продать ваш товар или услугу и уже заработать деньги. На этой стадии возникают два вопроса:
1 Заплатит ли мне контрагент и не буду ли я потом ходить и судиться с ним? Этот вопрос решается путем проверки платежеспособности контрагента. Проверка контрагента очень похожа на проверку банком гражданина при выдаче кредита. Например у нас есть разработанный алгоритм проверки контрагентов на основании 12 позиций, однако можно осуществлять проверку и на основании открытых источников. Проверка контрагента на практике снижает риск заключения заведомо неоплаченных договоров, а так же дает возможность прогнозировать сроки поступления денег .
2 Заключать ли мне договор, а если заключать то какой? Наше мнение - заключать договор это точно. Работа по счету регулируется только общими правилами ГК и подзаконных актов, а в условиях современного бизнеса это очень не эффективно. Нужно заключать договор, и самое главное не скачивать его из интернета, поскольку законодательство меняется регулярно, и даже если вам повезло и вы скачали грамотный шаблон, не факт что он актуален на данный момент времени. Так же стоит помнить, что договоры с юридическими и физическими лицами регулируются разными нормами права. Так же не стоит забывать про порядок оплаты и штрафные санкции. Если подвести итог, то договор - это очень сильный инструмент защиты ваших интересов и если он правильно составлен, тогда вести бизнес становится проще и легче.
И вот, вы выбрали контрагента, заключили с ним договор. Теперь дело за малым, выполнить условия договора. Тут так же два момента связанных с персоналом и самим надлежащим исполнением условий договора.
Если говорить про персонал, то это один из самых ключевых аспектов бизнеса. Причина в том, что грамотно отстроенная система работы с персоналом является залогом успешного развития. В то же самое время отсутствие регламентов, инструкций и еще множества документов, может повлечь не только прямые убытки, но и штрафы со стороны трудовой инспекции.
Теперь перейдем к самому процессу исполнения договора. В данном аспекте ключевую роль играет именно своевременное отслеживание процесса исполнения. На самом деле не важно какой у вас договор или чем вы занимаетесь. У каждого договора есть этапы исполнения и их может быть мало, а может быть много, и у каждого конкретного этапа есть конкретный момент, при котором данный этап считается исполненным. Первый этап это подписание договора и согласование и подписание технического задания(если требуется, а обычно требуется) последний это подписание акта( о котором обычно все забывают). Между этими этапами может быть еще множество этапов, четко привязанных ко времени исполнения и к документальному фиксированию. В случае правильной отстройки работы по отслеживанию каждого этапа исполнения, риск убытков от штрафных санкций снижается, а работа с дебиторской задолженностью начинается раньше.
И вот у вас договор исполнен, акты все подписаны и деньги на счет поступили. Теперь остается только рассчитать налоги, зарплаты и каким то образом вывести деньги себе. И вот эти вопросы так же закрывают юристы и бухгалтера. А если к этому вопросу подойти не грамотно, то эти действия аукнуться в конце года, когда вы получите вопросы от налоговой и доначисление налогов.
В России 8 из 10 стартапов не доживают до возраста 3 лет, из этих 8, 6 прекращают работу в первый год. Тут проблема не в государстве или обстоятельствах, просто подход к стартапу должен быть таким же как и уже давно работающему бизнесу. На самом деле объем юридической работы в первый год жизни работы стартапа, достаточно значителен и основная задача юриста, приложить все усилия, что бы стартап выжил в первый год его существования.
В последующих статьях мы разберем каждый вопрос отдельно.
Спасибо за прочтение