Франшиза "Голодные игры" довольно популярна среди любителей кино, признаюсь, я тоже пересматривала фильм несколько раз. Тот факт, что при затратах в 78 миллионов долларов картина окупила себя почти в 9 раз, что ну очень круто для фильма такого уровня, и немного не дотянула до суммы 700 миллионов, говорит о многом. Братцы, это же две трети миллиарда! Много ли фильмов могут похвастать таким успешным в плане прибыли существованием?
"Голодные игры" - яркий пример того, как посредственные сюжеты при грамотном режиссере выезжают за счет зрелищности. Ну как тут не вспомнить "Помпеи", которые в точно такой же ситуации и с бюджетом на треть больше оказались полностью провальными? А все потому, что студия промахнулась с режиссером.
Действие происходит в некоем неопределенном будущем (ох, уж эти авторы антиутопий, их хлебом не корми - дай насочинять небылиц про неопределенное будущее). Общество, как водится в подобных фантазиях, расколото на два антагонистических лагеря: население Капитолия, современного города, в котором проживет богатая элита, и население дистриктов, состоящее из полунищих работяг всех профессий, которые и обеспечивают Капитолию безбедную и беззаботную жизнь.
Когда-то, 74 года назад, дистрикты подняли бунт, который был жестоко подавлен, и с тех пор окончательно утратившая всякую мораль верхушка Капитолия отбирает по два ребенка из каждого дистрикта, для того, чтобы отправить их на "Голодные игры" - жестокое соревнование на выживаемость, где только один победитель получает главную награду - жизнь. Слегка напоминает "Бегущего человека" со Шварценеггером.
Даже делая скидку на то, что авторы показывают нам антиутопию, некоторые вещи не вписываются в логику и физику и вообще ни во что не вписываются. Взять, к примеру, ситуацию с фактом существования "Голодных игр". Население дистриктов это, в общем-то, рабочий класс, злой и голодный. Ежегодно у них забирают 24 ребенка, именно ребенка, потому что в играх участвуют несовершеннолетние от 12 о 18 лет, отправляют их на бойню, и никто не протестует. Не ушлепков, не преступников, не девиантов - обычных детей из обычных семей. Или лозунг "булыжник - оружие пролетариата" уже не работает? А ведь именно в дистриктах производят оружие. Жители дистриктов не только не протестуют, но и сами смотрят трансляции игр. Выходит, им на своих детей глубоко фиолетово? У них же оружие под руками и под ногами. И это как-то сильно уравнивает их с развращенными бездельниками из Капитолия, ореол мученического жития развеивается. Кстати, и дистриктцы (а как еще можно назвать жителей этого гетто?) живут, судя по их внешнему виду, не так уж и паршиво - по пухленьким щечкам Китнисс уже кто только не прошелся. А посмотрите на причеки парней - такое впечатление, что каждый день посещают парикмахерскую. И это в дистриктах, где Китнисс была вынуждена есть выброшенный горелый хлеб. Я чего-то не понимаю. И деньги на тушь и лайнеры у нее тоже есть, кстати.
Вы когда-нибудь пробовали перепилить палку ножом? Толстую палку большим зазубренным ножом? Нет? И не пробуйте, особенно, если вы участник "Голодных игр". Я знаю, о чем говорю - на протяжении 10 лет топила дом дровами и о том, что чем и как можно перепились, знаю все. Во-первых, в том положении, в котором была Китнисс, пилить сук было крайне трудно, его даже обычной ножовкой-то быстро и бесшумно не перехватишь. Во-вторых, пилить сук дерева эффективно только строго сверху, потому что при любом другом распиле сук начинает наклоняться в сторону распила и зажимает полотно так, что его крайне тяжело выдернуть. В-третьих, эти зубья на ножах не имеют практического значения и вошли в моду после выхода на экраны фильма "Рембо", для которого Лайл и придумал эту фишечку. На самом деле это чистой воды декорация. В-четвертых, шум, производимый ножом, сразу же разбудил бы спящих внизу охотников за головами. Они же не в мотеле завалились на ночлег, они спят посреди леса и со взведенными нервами, с фонтанирующим адреналином. Да они от комариного пука проснулись бы. Ну и тот факт, что вся компания улеглась баиньки, не выставив часового и имея в своих рядах врага - Пита - вообще такая глупость...
Совсем не понятный для меня эпизод - когда Пит успел загримироваться под камень?
Вы хотите сказать, что он чудесным образом материализовал из воздуха мастику, краски и инструменты для украшения тортов? Да даже если и так - когда, черт возьми, он успел нанести этот сложный грим? Ведь это несколько часов довольно кропотливой работы. И, самое главное - как он ухитрился наложить на себя моха и камней, при том, что руки-то у него тоже припрятаны? Загадка века.
Толпа шахтеров, идущая на зрителя - посмотрите, это же клонированное лицо одного человека. Присмотритесь - это на самом деле одно размноженное лицо. Они даже наклон головы не особо-то стараются изменить. Схалтурили малость.
Если не брать в расчет Дженифер Лоуренс, у которой, как мне видится, задача была показать зрителю вот такую скрытную, внешне фригидную барышню с потаенной бешеной энергией внутри, то яркими и запоминающимися получились только образы капитолийцев. Вот где страсть, где чувства, эмоции, характеры - каждый персонаж старательно вылеплен, что называется, до последнего ногтя. На их фоне образы жителей дистриктов смотрятся довольно блекло. Либо это задумка режиссера такая - показать людей, измученных рабским трудом до такой степени, что им "что воля, что неволя - все равно", либо причина в том, что большинство ролей исполняли непрофессиональные либо совсем начинающие актеры, которые попросту не умеют нормально играть, ведь сыграть усталость и безразличие тоже надо суметь. Я склоняюсь ко второму варинату.
Тем не менее - в фильме многое хорошо продумано. Визуальный ряд хорошо поддерживается музыкальным. Вычурные наряды жителей Капитолия, в общем, тоже вполне отвечают идее фильма - из категории "с жиру бесятся". Кого-то они смущают, мол, чересчур? Да вы посмотрите, что показывают на подиумах в Милане и Париже - вам модели из "Голодных игр" покажутся верхом вкуса.
Фильм снимался по книге. Так вот в книге описываемые события длятся две недели. Действие фильма умещается в пару дней. Ну, может быть, в три. Но при этом фильм не выглядит урезанным, и даже такие вещи, как сверхбыстрое выздоровление сначала Китнис, потом Пита не кажется ненормальными, ибо авторы не претендуют на достоверность, и зритель прекрасно понимает, что это - утопия. В том смысле, что это несуществующая в реальной жизни фантастика. Фильм смотрится вполне гармоничным, главным образом потому, что ситуация в фильме доведена до абсурда, а абсурд он и есть абсурд, чтобы не поддаваться здравому смыслу.
При том, что это очень жестокий и кровавый фильм, реки крови по экрану не текут, расчлененка отсутствует и смерть нам показывают большей частью уже постфактум. Все травмы наносятся преимущественно на закрытые одеждой участки тела, так что брызги по стене вы не увидите. И за все это вот прямо хочется режиссеру Гэри Россу аплодировать стоя. Кстати, он снял "Восемь подруг Оушена".
Фильм получил 11 наград и плюс 6 номинаций, а его рейтинг не опускается ниже 81%. И плевать хотели зрители на все логические несостыковки. "А мне нравится" - весомый аргумент.