Найти в Дзене
Николай Цискаридзе

Я огромное количество лет все это делал в Большом театре

– Николай Максимович, у вас сейчас такая погруженность педагога, и для меня всегда было загадкой, как хорошие врачи становятся администраторами и как хорошие артисты становятся администраторами, ведь это разные профессии.

– Нет. Вы понимаете, в чем дело, если у вас дома убрано, если вы умеете складывать вещи, то поверьте – вы будете очень хорошим администратором.

– Ну, то есть правда, вы следите, что у вас в академии в туалете?

– Слежу, а кто же еще за этим будет следить? У нас страна такая, если вы не проследите, ничего не будет.

– А что за история с общежитием? Говорят, вы сделали какое-то роскошное общежитие для воспитанников.

-2

– Я вам сейчас объясню. У каждой профессии есть свои законы. Вот, допустим, балетный зал, он должен быть «вот таким», а никаким другим, потому что это место работы, это не место развлечения. И потому в балетном зале должно быть то-то, то-то и то-то, вот в таком порядке и никак иначе. То же самое должно быть в общежитии. Это здание, в чем его сложность: оно строилось как доходный дом – внизу должны были быть магазины, сверху квартирки, которые приносили бы доход. Причем не подразумевалось, что здесь будут кухни, здесь должны были быть ресторанчики, все питались выходя либо им приносили еду. 

-3

Потом, когда при Николае I сюда заехало театральное училище, вся улица находилась под юрисдикцией двора и конкретно в здании Академии было театральное училище, его перестроили, Кавос его переделал все-таки, это уже не Росси, это Росси, переделанный Кавосом. Во дворе в конце XIX века построили еще очень много зданий. Постройки, которые находятся внутри, – это конец XIX века. Тогда не было КГИОПа, тогда не было пожарной инспекции в нынешнем понимании, Роспотребнадзора, Рособрнадзора и все такое прочее. Этих организаций не было, которые появились недавно и которые понапридумывали свои законы, которые несопоставимы ни с тем, как думал Росси, ни как думал Кавос, ни с теми нуждами, которые вообще нужны классическому балету и так далее, и главное – общежитию в историческом здании.

-4

Потому, когда я пришел, то первым делом занялся тем, что пытался логично распределить пространство, не трогая исторические помещения, такие представительские учебные классы, представительские светские залы и так далее. А вот все, что для хозяйства, распределить так, чтобы это было логично с точки зрения балета и с точки зрения воспитания. Это было непросто, потому что для этого вам надо изучить все здание пешочком миллион раз, выстроить логистику, как дети передвигаются, взять все нормы пожарные и так далее, изучить их и сопоставить это все, потому что любая проверяющая организация вам будет делать замечания.

– И вы это все делали сами?

– Один. Я это все сделал, а дальше уже вызывал конкретно человека, который отвечает за тот или иной участок. Но дело в том, что я пришел сюда не с «холодным носом», я огромное количество лет все это делал в Большом театре, не имея никакой должности. Все, кому что-либо было нужно, все приходили и говорили «Коль, пожалуйста, нам надо то-то и то-то».

-5

– А это что, внутренний зуд такой, чтобы все разрулить, привести в порядок?

– Почему я вам сказал, что если вы дома умеете убирать, вы дома умеете складывать, то все у вас будет хорошо. Моя мама, она была воспитана несколько по-другому, нежели я. У нас всегда была домработница, мама никогда ни к чему не прикасалась, она была женщина немного другого склада, другого интереса. Я не говорю, что это хорошо или плохо, она каждый раз, смотря на меня, как я все раскладываю и убираю, все время говорила: «Всю жизнь жила без свекрови и родила ее». Потому что я все время с ней спорил: «Пожалуйста, это убери и положи на место».

– То есть вы строили маму?

– Да, я строил маму, причем с очень раннего детства. Но это я к чему говорю, это простая деталь – я очень люблю порядок, я люблю быстро все найти. Я человек ленивый, я могу одеться за «две секунды» до выхода, но я знаю точно, что я возьму и где это лежит. Я хочу во всем так, и моя профессия мне в этом помогла. Балет – это строгая иерархия, это военная дисциплина. Я обожаю военных на самом деле, мне с ними работать очень легко

-6

– А где вы с ними пересекались?

– Ну у меня заместитель по хозяйственной работе – военный. Служивые люди очень организованные, им сказали, они сделали. Они могут что-то предложить, но если нет, то сделают как надо. Вот и в балете то же самое. В хореографическом училище «шаг в сторону – расстрел», не было у нас по-другому. Мы так выросли, метание русской души, оно не нужно абсолютно.