Любой здравомыслящий человек тут же ответит «нет». Вернее, любой здравомыслящий человек, не знакомый с современной математикой, потому что еще в середине прошлого века Куртом Гёделем, выдающимся логиком и другом Эйнштейна, было предложено оригинальное решение уравнений гравитационных полей, благодаря которому возникала картина «вращающейся Вселенной». Если не вдаваться в сложные подробности, то предметы в такой Вселенной могут описывать замкнутые траектории не только в пространстве, но и во времени, оказываясь тем самым в собственном прошлом.
Правда, такие путешествия во времени имеют некоторые ограничения, например, принцип самосогласованности Новикова «запрещает» путешественнику вносить изменения в собственное прошлое. Точнее, такие изменения могут быть внесены, но их влияние на будущее будет сведено к нулю.
Хотя на первый взгляд такое видение мироздания открывает новые возможности, кроме путешествий во времени оно означает еще и то, что все происходящее уже было и еще повторится множество раз. Если вспомните финал первого сезона «Настоящего детектива», то именно такую Вселенную описывает Раст Коул, прекрасно сыгранный Мэттью Макконахи: «Время — это плоский круг».
Впрочем, решение Гёделя принято считать «чисто математическим», т. е. Мы не имеем ни одного доказательства того, что Вселенная действительно вращается и имеет форму смятой пивной банки.
Гораздо более вероятным для путешествия во времени выглядит вариант с использованием сильных гравитационных полей сложной формы. Речь идет о создании сильного гравитационного поля, изогнутого в форме половинки бублика. При этом и «вход» и «выход» такого временного тоннеля должны вращаться в противоположные стороны. При определенных условиях корабль, летящий через такое поле в результате окажется в своем прошлом.
Существуют и другие, не менее экзотические проекты перемещения человека в прошлое, например на основе использования квантовой интерференции, и кстати, в той же статье упоминается основанный на тех же принципах вариант получения предметов из прошлого и будущего, т. е. не перемещение наблюдателя в иное время, а извлечение из другого времени неких артефактов. Данный способ исследования мог бы стать интересной сюжетной основной для фантастического произведения, где некий гипотетический Институт времени, подобный тому, что описан Булычевым, не отправлял бы хрононавтов в прошлое, а извлекал бы из прошлого материальные объекты, правда, тогда работа историков стала бы больше похожа на криминологию, чем на археологию.
И немного конспирологии
Естественно, что всегда найдется некоторое количество людей, которые уверены в том, что путешествия во времени давно уже освоены, просто «правительство скрывает». Самая, пожалуй, экзотичная история с подобными теориями связанная, рассказывается по поводу т. н. «проекта Монток», в ходе которого испытуемые облучались высокочастотным электромагнитным излучением, в результате чего испытывали галлюцинации, в том числе некоторые из них можно было интерпретировать как путешествие во времени.
Возможно, хотя мы на этом не настаиваем, какие-то подобные идеи легли в основу французского авангардного научно-фантастического фильма «Взлетная полоса»"В, снятого в 1962 году и рассказывающего о том, как ученые, представители погибшего человечества отправляют в прошлое сознание испытуемых людей, которые должны разобраться в причинах уничтожившей человечество трагедии. Через тридцать лет эта картина стала основой для фильма «12 обезьян» с Брюсом Уиллисом и Джимом Керри в главных ролях, хотя в голливудском блокбастере почти ничего не напоминает о черно-белом первоисточнике.
Ну и для тех, кто особенно интересуется путешествиями во времени — беседа на нашем ютуб-канале, первая из цикла, посвященного фантастическим сюжетам и идеям.