Поздний вечер. В отделении скорой помощи пока спокойно. Кто-то из дежурных фельдшеров отдыхает, кто-то предусмотрительно перепроверяет «тревожный чемоданчик» с медикаментами. Некоторые позволяют себе полностью расслабиться за разговорами.
Такие вечера бывают нечасто. Диспетчер Ольга, хоть и рада передышке, вспоминает верную примету: если до полуночи тишина, то после может быть жарко. Другие фельдшеры с ней соглашаются, но предпочитают надеяться, что серьезных происшествий в эту ночь не случится. А у меня пока есть возможность расспросить медиков о том, что больше всего интересует.
Бригада к выезду готова: фельдшеры Екатерина СУХАРЕВСКАЯ и Иван УРБАНОВИЧ, заведующий отделением Святослав МЕЛЕШКЕВИЧ, фельдшер Ангелина СКРОБАТ
«Такие вызовы, чтобы, как в кино, с сиреной и маячками, дефибриллятором наперевес, бывают, но нечасто», - рассказывают мне «бывалые» фельдшеры Ольга Щербицкая, Ангелина Скробат, Валентина Манулик и Жанна Остринская. Вместе со мной их с интересом слушает Ольга Сукневич, которая пришла работать совсем недавно.
«Чаще всего ездим измерить и снизить давление пожилым пациентам. Вызывают на температуру, которая никак не снижается, на роды», - продолжают женщины. Недавно, кстати, принимали роды в квартире в микрорайоне Восточном, а еще раньше везли роженицу из деревни. Думали, что успеем, но здоровый мальчишка появился на свет прямо в машине.
Разговор прерывается телефонным звонком. Но ехать никуда не пришлось. Кто-то звонил проконсультироваться. Диспетчер Ольга Лепехо советует, как лучше поступить, не забывая добавить: «Будет хуже, обязательно звоните».
Диспетчер Ольга ЛЕПЕХО всегда на связи
Самая большая проблема, делятся медики, то, что наши люди не знают меры. Кто-то будет вызывать «скорую» через день давление измерить и поговорить, если бессонница мучает, а кто-то до последнего мучается. Вспоминают мужчину, который несколько дней жаловался родным на боль в груди, а когда все-таки вызвал неотложку, умер, едва бригада вошла в дом. Кстати, о любителях поговорить. Есть в нашем районе пожилая женщина, к которой за полгода бригада выезжала более 50 раз. И ни разу не было серьезного повода. Но не откажешь ведь. Вдруг действительно понадобится помощь. К слову, выезд бригады скорой помощи обходится государству 70 - 90 рублей. Для пациентов такие услуги бесплатные.
«Никаких денег не жалко, если действительно помогли человеку. А если съездили впустую?» - поделился в разговоре позже заведующий отделением Святослав Мелешкевич.
А тем временем в диспетчерской происходит прямо наглядная иллюстрация. Фельдшер уже по голосу узнает позвонившую. Хорошо, хоть в этот раз пациентка не требует срочно к ней приехать, просто задает пару вопросов и отправляется спать. Однажды она вызвала «скорую» и сама об этом забыла. О болезни, впрочем, тоже. Когда бригада подъехала к деревне, то встретила… бодро шагающую по дороге бабушку.
«А вы к кому едете?» - осведомилась она. Узнав, что к ней, не растерялась: «Ну, хоть до дома подвезите и сахар померяйте раз приехали».
Некоторые фельдшеры работают больше 20 лет. Сколько у них в запасе медицинских «баек»! Ночного дежурства явно не хватит, чтобы рассказать обо всех приключениях. Это сейчас «скорые» достаточно хорошо оснащены: в каждой машине есть кислород, дефибриллятор, нужные медикаменты. Сначала больного стабилизируют, а потом уже везут в больницу. А раньше – лишь бы довезти живым, не было многих нужных средств в «арсенале». Да и квалификация работников очень выросла, постоянно учатся даже опытные врачи и фельдшеры.
Что остается неизменным – это сострадание, чувство долга и готовность помогать, чего бы это ни стоило. Рассказывают, как зимой приехали на вызов в деревню, у пожилой женщины инсульт. Дом на холме, а дорога к нему заметена снегом чуть ли не по пояс. Пришлось кое-как протаптывать тропинку. А назад и пациентку на носилках нести по этим же сугробам. Благо, мимо мужчина проезжал, остановился, помог. А бывает, что помощи ждать неоткуда. Доходит до абсурда: лежит человек, явно подвыпивший, идти не может. Оставлять нельзя, надо укладывать на носилки и везти в больницу. А вокруг люди неравнодушные собираются, сочувствуют, советы дельные дают. Даже мешают медикам. Самый верный способ избавиться от навязчивых советчиков - попросить помочь с носилками. В большинстве случаев – как ветром сдувает.
Самое напряженное время для дежурства – праздники, особенно к вечеру, когда приходится собирать по городу отметивших. «Скорой» достаются те, кто на ногах стоять уже не может. С облегчением вздохнули врачи и фельдшеры, когда ограничили спиртное и ночные гуляния на выпускных вечерах. А раньше регулярно ездили «встречать рассвет» с резко повзрослевшими вчерашними школьниками.
Права оказалась диспетчер Ольга. После спокойного вечера ночные вызовы посыпались горохом. Сначала едем к пожилой женщине, у которой резко упало давление. Фельдшеры Валентина Манулик и Иван Урбанович спокойно делают кардиограмму, сравнивают результат с предыдущими, вводят лекарство и дожидаются, пока щеки пациентки не начинают розоветь. Скорее всего, давление упало изза неправильной дозы препаратов. Поэтому на завтра к женщине вызывают врача, чтобы скорректировать лечение.
Следующая бригада «летит» к молодой женщине, которая резко проснулась от плохого самочувствия. Смогла позвать маму, которая и вызвала медиков. Ольга Щербицкая и Ольга Сукневич действуют по стандартному протоколу: кардиограмма, измерение давления, выслушивание сердечного ритма. Проблема обнаружилась в последнем – перебои, не свойственные людям этого возраста. Пациентке предлагают ехать в больницу. Ей, конечно, не хочется, тем более, что стало лучше, но она соглашается.
А потом несколько вызовов подряд в деревни. Одной женщине нестерпимо болит нога. Она, конечно, понимает, что надо бы к врачу с такой проблемой, но несколько дней спасалась обезболивающими и компрессами из березовых листьев, которые в один вовсе не прекрасный момент не помогли. Ангелина Скробат и Анастасия Страшинская, конечно, обезболили, но взяли честное слово, что женщина врачу все-таки ногу покажет.
А с Жанной Остринской едем к старенькой женщине, которая жалуется на боль в груди. У этой пациентки Жанна не впервые, та болеет давно. Фельдшер оказывает посильную помощь, возвращаемся в отделение.
Спать хочется нестерпимо, но на дежурствах это не разрешено. Тем более, что ждет следующий пациент, к которому отправляемся с Валентиной Манулик и Иваном Урбановичем. Да и остальные бригады разъезжаются по району. Чем ближе к утру – тем меньше времени на передышку. Встречает нас перепуганная семья молодого мужчины: судороги, потеря сознания, но все это родным не в новинку. Больше всего их беспокоит, что мужчине во время судорог заклинило челюсть. С трудом выясняем обстоятельства, при которых случились судороги. Оказалось, что такое бывало и раньше, но к врачам ни разу не обращались.
Медики предлагают исправить это недоразумение и везут мужчину в больницу. Там ему помогают вернуть челюсть в исходное состояние и отпускают, поскольку от госпитализации пациент решительно отказывается.
В отделение уже не успеваем вернуться, мчимся в центр города, где под лавочкой прикорнул нетрезвый мужчина. Впрочем, его быстро приводят в чувство, и даже удается выяснить, что алкогольное опьянение напало на него по пути на работу. Что ж, у кого-то рабочий день заканчивается, не успев начаться.
Сдав незадачливого работника, везем в больницу ребенка с подозрением на судороги. Семилетнему мальчику немного страшно, он прижимает к себе плюшевого зайку и жмется к маме, которая готова на любое лечение, лишь бы оно помогло ребенку.
А в отделении тем временем пересменка. Одни бригады отправляются по домам отдыхать, другие еще будут работать. Такие правила не случайны: в любой момент «скорая» должна быть готова к очередному вызову. Всего в отделении скорой помощи Сморгонской ЦРБ 30 фельдшеров и 4 врача, 4 диспетчера посменно работают на телефонах. Всегда готовы к экстренным выездам опытные водители.
Моя смена заканчивается, усталость берет свое, в голове остается единственная мысль: как бы ни было у нас принято ругать медицину, однако мы всегда можем в критический момент вызвать бригаду скорой помощи. Пережив минуты леденящего страха за жизнь близких, можем облегченно выдохнуть, когда врач или фельдшер начинает уверенно действовать, доставая «волшебные зелья» из своего чемоданчика. Это действительно благо. Надо только научиться им правильно пользоваться.
Виолетта ВОЙТКО.
Фото автора.