Найти тему

Стыд глаза не ест

Вам когда-нибудь было стыдно? Мне было. Да и кто из нас не переживал это отвратительные ощущения в детстве, может быть в отрочестве, может быть совсем недавно, может быть сейчас. «Со стыда готов сквозь землю провалиться» - так говорят. А ещё: «стыд глаза не ест». Так «сквозь землю» или «не ест»?

Переживая стыд, человек часто напрягается и сжимается, останавливая себя, ощущая себя маленьким и никчемным. Иногда люди, испытывающие стыд, начинают защищаться от этого чувства, равномерно наращивая массу тела и используя его словно щит – так, к примеру, бывает с детьми, которых часто стыдят. А уж если мама говорит: «Стыдно быть таким толстым»… Иногда излишний объем начинают занимать только части тела, к примеру, бедра. Иногда наоборот, человек телесно как будто сжимается и прячется. Кто-то, испытывая стыд, начинает говорить громче и агрессивнее, чем обычно. А кто-то, наоборот, замирает и затаивается.

-2

Что же делать, чтобы не носить эти эмоции всю жизнь в своем теле? Что же делать, чтобы перестать стыдиться себя, своих действий, своего ребенка, ещё чего-то, что актуально именно для вас?

Со стыдом можно работать по-разному. И на индивидуальных розен-сессиях - глубокая направленное исследование. И на группах по розен-движению - мягкая совместная комплексная поддержка.

Работа со стыдом на розен-сессиях зависит от того в каком состоянии человек находится, насколько сильные эмоции его захватывают, как он переживает себя и собственное тело. И мне, как практику, важно помочь человеку ощутить себя в достаточной безопасности, чтобы он мог расслабиться и довериться мне, моим рукам, пространству. Это необходимо, чтобы хватило ресурсов осознать и переосмыслить события, которые запускают реакцию стыда и, возможно, отпустить эти переживания и свое тело.

-3

На розен-движении, в случае со стыдом, важно, чтобы человек почувствовал и присвоил "вкус уверенности"- я говорю об уверенности без лишних защит. О том, чтобы занимать ровно столько места, сколько необходимо, не выпячивая и не подавляя себя. Как этого достичь?

-4

Как правило, я начинаю с простых движений и стараюсь давать четкие и ясные инструкции. Я редко поправляю людей и уж точно на моем классе нельзя услышать что-то вроде: "Ты делаешь неправильно. Смотри как надо". Скорее я дам возможность группе сделать два варианта упражнения "правильное и неправильное" и попрошу отследить ощущения. В крайнем случае, я могу сказать: "Ты можешь сделать это упражнение так, как делаешь, тогда эффект такой. А теперь, давай сделаем это по-другому. Обрати, пожалуйста, внимание на свои ощущения. Чувствуешь разницу?" Поначалу для многих такой формат ощущается странным. "Как это меня не поправляют? Где привычный окрик?" Постепенно человек начинает ощущать себя все более и более расслабленным. Он перестает ожидать поправок, "привыкает" к мысли, что его действия могут восприниматься окружающими с уважением, что ошибки - просто часть процесса и могут оказаться началом исследования.

-5

Больше материалов по теме можно найти на сайте : www.otpustiproshloe.com

Благодарю вас за лайки и комментарии!