Найти тему
About-You.su

Развитие речи у ребенка - учим своего малыша говорить

Оглавление

Развитие речи у ребенка активно происходит в возрасте до 3 лет. Родители всегда с нетерпением ждут, когда малыш скажет свое первое слово, затем начнет говорить предложениями, задавать вопросы и рассуждать. Мама, папа и бабушки с дедушками вполне могут помочь крохе ускорить процесс формирования речевых навыков, не обращаясь к логопедам.

Что влияет на развитие речи?

На развитие речи у детей влияют следующие факторы:

  • Социальный — комфортная среда для начала общения, полноценное речевое окружение.
  • Биологический — наследственность, правильная работа центральной нервной системы, речевых мозговых центров, органов слуха и др. Благоприятное течение беременности и родов также оказывают влияние.

Формирование речи с рождения до трех лет

С момента появления на свет новорожденный учится контактировать с внешним миром. Давайте взглянем, каким образом протекает речевое развитие у малышей в течении первых трех лет жизни и определим нормы:

  • 0-2 месяца. В это время новорожденный общается при помощи крика или плача. Сигнал поступает, когда ребенок голоден, устал или ему не комфортно.
  • 2-3 месяца — начинается гуление. Появляются такие звуки, как «ы», «у», «а», иногда сочетаются с «г». Кроха учится управлять интонациями звука.
  • 3-6 месяцев — лепет. Малыш лепечет сам с собой, издает разные звуки при обращении к нему, поворачивает головку в сторону голоса. В этом возрасте ребенок замирает от громкого хлопка, узнает свое имя.
  • В пол года можно услышать первые слоги, также легко проследить звуковые предпочтения (чаще говорит «ма» или «ба» - их легче всего произносить).
  • 7-9 месяцев — комбинации слогов, лепет прогрессирует до «ма-ма-ма», «дя-дя-дя» и др.
  • 9-12 месяцев — начинается звукоподражание, кроха имитирует речь взрослых и понимает значение слова «нет».

Когда исполнился 1 год

  • 12 месяцев — первые осмысленные слова (мама, папа, дядя). Малыш всем видом проявляет любознательность к словам, пытается соединять звуки в новые слова, повторяет за родителями. В этом возрасте ребенок понимает несложные инструкции, такие как «стой» или «ложись», машет рукой «пока-пока» и покачивает головой в момент отказа от чего-либо. Появляется интерес к книжкам.
  • 18 месяцев — 2 года. Ребенок повторяет слова, знает части тела и показывает на них. В этом возрасте может знать от 20 до 50 слов, отвечает жестами на разные вопросы и любит, когда ему читают (при этом указывает пальцем на картинки). Формирует простые предложения «Мама, дай», «Хочу пить», понимает простые инструкции. Активно использует прилагательные и предлоги.
  • 3 года — многословные предложения из трех и более слов. Различает цвета и определяет размеры, повторяет знакомые мелодии и истории. Некоторые трудности в произношении шипящих и свистящих звуков могут сохраниться, при этом словарный запас постоянно расширяется.

Стоит отметить, что редкий родитель способен заметить признаки отклонений, которые указывают на задержку развития речи. Для профилактики посещайте невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.

Это интересно: Развивающие игры для прогулки с детьми

Помогаем в развитии речи с рождения

Сенсорный канал восприятия внешнего мира (зрение, слух, вкус, осязание и обоняние) в детей в первые годы жизни является основным. Поэтому, чтобы малыш начал говорить необходимо давать ему как можно больше информации, стимулируя разнообразные ощущения.

  • Осязание. Мамины и папины руки, массажи и гимнастика, игрушки разных форм и фактур — чем больше всего этого, тем лучше. Знание о себе самом и собственном теле формируется через контакты с окружающей средой.
  • Слух. Звуки природы, шум машин и телевизора, голоса из окна, и конечно слова родителей. Разговаривайте с малышом всегда и обо всем, хоть у мамы получается это само собой. Называйте предметы, указывая на них, поддерживайте разговор, когда кроха начинает гулить.
  • Зрение. Заинтересовывайте ребенка новыми предметами и обстановкой, чтобы он учился фокусировать взгляд на разные расстояния. В этом помогут подвесные игрушки, ленты над кроваткой и многое другое. Позже арсенал будет пополняться за счет визуальных впечатлений (кроха увидит речку, дорогу, машины на ней).
  • Вкус — постепенно познакомьте кроху с новой едой, расширяя ассортимент прикорма.
  • Обоняние — с помощью запаха у малыша будут создаваться определенные ассоциации и воспоминания. Учите ребенка распознавать различные ароматы (как пахнет после дождя, попросите понюхать цветок).
  • Крупная и мелкая моторика. Всегда создавайте стимул к движению, именно так будут укрепляться мышцы и работать двигательные центры мозга. Даже обучение навыкам самообслуживания (мыть руки, чистить зубы, застегнуть молнию, убрать за собой тарелку или игрушки) уже являются полезными для речевого познания.

Вы спросите, как все вышеперечисленное влияет на умение говорить? Речь — это продукт работы органов речевого аппарата и мышц. Как и в любом спорте последовательные «тренировки» помогут научить кроху произносить первые слова.

Факторы, влияющие на формирование речи

  • Отзывайтесь на гуление и лепет, больше читайте ребенку, говорите когда купаете или одеваете.
  • Повторяйте потешки, песенки и стишки.
  • Учите именам родственников, кличкам домашних животных.
  • Берите малыша в новые места, обращайте внимание на разные объекты.
  • Не подражайте сами детскому произношению, следите чтобы речь была грамотной.
  • Не обозначайте окружающие предметы звукопроизношениями (собака, это собака, а не «гав-гав»).
  • Выбирайте описательный стиль общения (Вот проехала красная машина, у нее большие колеса).
  • Научите ребенка рассуждать, говорите с ним о том, как прошел день, что он думает по тому или иному поводу.
  • Пользуйтесь наглядным материалом.

Игровая форма развития

Дети очень хорошо учатся говорить и запоминать информацию через игры.

Пальчиковые игры. Загибая пальцы на руках можно рассказывать стих или потешку, начинать можно со знакомых «Идет коза рогатая» или «Сорока-белобока». Можно просто выучить название пальцев,

  • Фонематические игры. Научите малыша, как звучат разные инструменты, покажите картинки животных и попросите воспроизвести их звуки, попросите повторить за вами определенный ритм.
  • Артикуляционная гимнастика. Ребенок широко открывает рот и в течении некоторого времени остается в этом положении. Также, кроха может улыбнуться показав зубы, нарисовать кончиком языка на верхнем небе различные фигуры.

Когда обращаться к логопеду?

  • 1,5 — 2 года малыш не произносит коротких слов и говорит на «своем» языке.
  • В 2,5 словарный запас не превышает 10 слов.
  • В 3 годика кроха пропускает или переставляет слоги, имеет речевые запинки.

Развивать речь у ребенка не так сложно, как кажется на первый взгляд. Постоянное общение, чтение и игры, приучение к самостоятельности с помощью выполнения простых заданий — все это можно легко включить в распорядок дня. Терпение и систематичность обязательно принесут свои результаты.