Согласно народным поверьям, святой Касьян обладал смертоносным, косым, дурным взглядом. «Касьян на что ни взглянет, всё вянет», «Касьян всё косой косит», «Касьян на народ — народу тяжело», «Касьян на траву взглянет — трава вянет, на скот — скот дохнет, на дерево — дерево сохнет». По одной из народных легенд Бог приставил к нему ангела, который бил Касьяна по лбу молотом подряд три года, а на четвёртый год давал ему отдых. Здесь любопытно то, что ангел бил Касьяну молотом именно по лбу. Поэтому святого Касьяна сравнивают с гоголевским Вием или персонажем русской народной сказки «Иван Быкович», старика, которому поднимали длинные ресницы и густые брови железными вилами двенадцать богатырей. Сама сказка «Иван Быкович» состоит как-бы из двух частей. Первая часть этой сказки похожа на сказку «Бой на Калиновом мосту», «Иван – коровий сын», «Иван крестьянский сын и Чудо-юдо». А вторая часть сказки напоминает сказки «Летучий корабль» и «Семь Симеонов». И здесь опять много есть похожего из древнеиранской мифологии. Поединок Ивана –коровьего сына с Чудом-юдом напоминает поединок иранского Фаридуна с Зохаком. У Фаридуна были два старших брата Пормайе и Кеянушу, которые потом пытались его убить. В младенчестве Фаридун скрывался у волшебной коровы Бермайе. Несовпадение лишь в том, что Фаридун в конце концов приковывает Зохака к скале над пропастью, а Иван – коровий сын расчленяет, разрубает Чудо-юд на части. Есть и другой момент, в сказке «Иван Быкович» старик с тяжелыми ресницами и бровями является отцом жен чудо-юд и хранителем «летучего корабля».
Разумеется, такой персонаж мифов есть у других народов, например, Балор у кельтов. Здесь как раз наблюдается любопытная связка Балор, дед и его внук Луг. У Балора, по легенде, его тяжелые веки могли поднять только несколько сильных мужчин. Известно, что Луг убил Балора камнем, выпущенным из пращи, попав в его «дурной глаз», затем отрубил его голову. Схожий сюжет не обошел и мифы Древней Греции, который известен как миф о Персее. Здесь эта пара выражена в связке Акрисий, дед и его внук Персей. Согласно мифам, Персей убил своего деда Акрисия, попав диском в его голову. Да и сами обстоятельства рождения Персея очень похожи на обстоятельства рождения кельтского Луга. Там и там деды получили предсказание, что погибнут от руки своего внука. Там и там деды запирают своих дочерей в высокие башни или пещеры. Только в греческой мифологии к дочери Акрисия проникает бог Зевс в виде золотого дождя, а в кельтской мифологии, к дочери Балора Этлинн проникает Киан, сын бога-врачевателя Диан Кехта. Только в греческой мифологии в качестве носителя «дурного глаза» выступала известная Медуза Горгона, которую убил тот же герой Персей. В этом сюжете в греческой мифологии очевидна наслойка нескольких сюжетов и их переработка в дальнейшем. Такой популярный сюжет не мог, разумеется, обойти и Библию, Ветхий Завет. Это всем известный поединок Давида и Голиафа, в котором почти безоружный Давид побеждает Голиафа, выпустив камень из пращи, а потом осек голову Голиафа мечом. В индийской мифологии есть сразу два персонажа с «дурным глазом», это бог Шани, и легендарный царь лунной династии Нахуша. В этом мифе Нахушу низвергает с поста царя богов риши Агастья, когда тот случайно коснулся его ногой. Среди индийских богов «дурным глазом» обладает бог Шани, сын Вивасвата и тени его жены Саранью, Санджни. В мифологии бог Шани осуществляет правосудие в мире живых людей, когда его брат Яма осуществляет правосудие в мире мертвых людей. Шани изображается худощавым, высоким мужчиной с темной кожей в черной одежде, хромающим на одну ногу. В руках Шани держит меч, два кинжала и стрелы, а ездовым животным у него является черный ворон. У древних римлян правосудие осуществлялось богиней Юстиция, которая изображалась с повязкой на глазах, держащей в руках меч и весы, а вот у греческой богини Фемиды вместо меча имелся рог изобилии. У древних греков бог богатства Плутос так же был слеп и имел атрибут рог изобилия.
Так, когда же возник этот культ бога с «дурным глазом»? Если внимательно проанализировать легенды и мифы, то можно найти любопытную закономерность, что бог возникает во время царствования первого царя, при переходе общества от власти судей-жрецов к власти царя. В дальнейшем этот первый царь впал в грех и его пришлось свергать. И в этом свержении как раз участвовал бог с «дурным глазом». Сохранились сведения о таком обычае, свергать царя за «грехи» и потом приносить его в качестве человеческого жертвоприношения у некоторых народов. Правда потом это реальное жертвоприношение царя было заменено на мнимое, когда вместо реального царя приносился мнимый царь. В этом случае выбирался человек среди подданных царя, его приводили во дворец, одевали как царя, кормили как царя и потом в назначенное время приносили его в жертву. Потом этот обычай выродился в праздник, когда хозяева и слуги, рабы на время как бы меняются местами, и слуга или раб во время празднества занимает кресло царя.
Разумеется, этот сюжет не обошел и Новый Завет. В Новом Завете этот сюжет известен как предательство Иуды. В евангелие Иуда как раз выполняет роль святого Касьяна или гоголевского Вия. Иуда в евангелие казначей общины, это можно сравнить с атрибутом богини правосудия Фемиды рогом изобилия или с Кощеем «чахнувшим над златом». Да и само предательство Иисуса Иудой очень похоже на сцену из гоголевского «Вия», когда, чтоб нечести обнаружить в церкви барсука Хому, им было необходимо вызвать Вия.