В конце мая воронежское здравоохранение вновь попало в поле зрения правоохранителей. 22 мая в Воронежском областном онкологическом диспансере произошел резонансный случай, который стал известен на федеральном уровне. При выполнении процедуры лучевой терапии на аппарате Teragam из-за технического сбоя погибла пациентка. Предварительно следователями было установлено, что ее просто раздавило между столом и коллиматором аппарата. Женщина скончалась на месте.
Следователи СКР по Воронежской области возбудили уголовное дело по ч. 2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей). Ход расследования взяла на контроль прокуратура области. Из столицы по поручению министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой в Воронеж выехала передвижная лаборатория для экспертизы оборудования.
При этом компания, которая предположительно являлась производителем аппарата Teragam, выступила с официальным опровержением этого факта.
Все это побудило корреспондентов «Полиграф.Медиа» обратить внимание на механизм закупки оборудования областной медициной. В поле зрения редакции попало несколько тендеров, опубликованных на сайте госзакупок, которые проводили весной по поручению регионального департамента здравоохранения для ряда государственных медицинских учреждений Воронежской области. У них есть общая – настораживающая – черта: жалобы на нарушения закона о защите конкуренции, в частности – детализация технической документации без положенного обоснования (документы есть в распоряжении редакции).
1
8 апреля был опубликован тендер на закупку двух рентгеновских аппаратов за 12,9 млн рублей для двух городских больниц. Компания ООО «НЭЙТИВ МЕДИКАЛ» подала жалобу, в которой утверждалось, что в техническом задании есть пункты, ограничивающие участие в аукционе отечественных и иностранных производителей. В частности, как следует из жалобы, в ТЗ прописаны, но не обоснованы уникальные технические и функциональные характеристики, которые соответствуют только оборудованию компании GE OEC Fluorostar Compac. При этом аналогичные по функционалу аппараты можно было бы приобрести у ряда отечественных производителей по цене на 1-2 млн рублей ниже.
2
15 апреля стартовал аукцион на поставку 20 ультразвуковых аппаратов с тремя датчиками для бюджетных учреждений здравоохранения Воронежской области. Оборудование предназначалось в основном для районных больниц региона. Начальная цена контракта – 61,96 млн рублей.
В УФАС была подана жалоба от компании ООО «Калейдоскоп» на действия заказчиков. В ходе разбирательства выяснилось, что описанный объект закупки по совокупности требований соответствует техническим характеристикам определенного ультразвукового аппарата – LOGIQ e R7. УФАС выявило, что это приводит к необоснованному ограничению количества участников, готовых предложить ультразвуковые аппараты других производителей.
По результатам рассмотрения жалобы УФАС выдало предписание об устранении нарушений.
3
Чуть позже, 25 апреля, был опубликован еще один тендер на поставку комплектов нового рентгеновского оборудования для ВОКБ №2. Общая сумма контракта – чуть более 73,4 млн рублей. На этот раз жалобу подала компания ООО «Ньютон-МТ». Заявитель утверждал, что заказчик и в этой закупке также ограничивает конкуренцию. В техническом задании в графе «Построение цифрового маммографического аппарата» было указано: «маммограф со снимочным штативом кольцеобразной формы с цифровым матричным плоскопанельным детектором прямого преобразования». По мнению заявителя, все требования соответствуют техническим характеристиками определенного импортного производителя . Кроме того, в жалобе отмечено, что на рынке медоборудования имеются маммографы с цифровыми детекторами, которые имеют более высокие качественные характеристики. Также указывается, что заказчик необоснованно завысил мощность аппарата, хотя более низкие параметры позволили бы избежать переоблучения пациента и продлить срок использования аппарата.
УФАС признало жалобу обоснованной.
Итог
Новое оборудование для нужд воронежского здравоохранения так еще и не закуплено. В данный момент все конкурсы начаты повторно – уже с учетом требований УФАС.
«Полиграф.Медиа» не может не напомнить, что система госзакупок изначально создавалась для обеспечения прозрачности заключения контрактов. Хочется верить, что подобные «сложности» с технической документацией со временем будут урегулированы и не войдут в привычку – особенно когда дело касается медицины и здоровья, а нередко – и жизни людей.