"Русский транзит", один из самых памятных криминальных сериалов российских 90-х, в наши дни поражает техническим минимализмом и примитивностью трюков, тем не менее многие до сих пор его пересматривают в приступе ностальгии. "Русский транзит" - малобюджетный проект, созданный в первые постперестроечные годы, в котором действие держится на харизме главного героя, выделяющегося среди типичных героев криминальных фильмов той эпохи ярко выраженным классическим нуаровским типажом.
Александр Бояров (Евгений Сидихин) - вышибала в элитном ресторане в Ленинграде, "афганец", бывший каратист, который лишился возможности профессионально заниматься единоборствами из-за того, что секции каратэ попали под запрет (действие происходит в позднесоветское время, хотя в кадр то и дело попадают предметы из 90-х, сбивая с толку внимательных зрителей). Бояров окунулся в криминальный мир, наблюдая со стороны за бандитами и аферистами, изучая их повадки - однажды эти знания ему сильно пригодятся.
Боярова подставили. В ресторане убит бизнесмен, и все следы ведут к Боярову. Тот начинает собственное расследование, скрываясь и от милиции, и от знакомых бандитов, ведь кто-то из них - его враг. Но кто именно? Распутывая криминальный клубок, Бояров невольно раскрывает схему транспортировки наркотиков из Ближнего Востока через Ленинград дальше на Запад - так называемый "русский транзит". Врагов становится всё больше и больше, равно как и трупов.
Создатели сериала вслед за героем проводят нас по локациям криминального Ленинграда, некоторые маршруты проходят через центр, благодаря чему создается ощущение "опухоли", захватившей весь город, а не только мрачные окраины. Опасному нуаровскому городу Ленинграду нужен соответствующий герой. Смелый, принципиальный, умный, везучий, рефлексирующий и немного депрессирующий. Со своим кодексом: "Не знаешь, как поступить - делай шаг вперед".
Нуаровскому герою полагается роковая красотка, здесь это Анна Самохина, одна из самых ярких российских актрис 90-х. К сожалению, авторы не стали развивать тему женского коварства, обманув ожидания некоторых зрителей насчет того, что на вершине криминальной пирамиды окажется та самая красотка. Было бы очень по-нуаровски. Но функция героини Самохиной в сериале оказалась нечеткой, неопределенной.
Закадровый голос Боярова/Сидихина - еще важный элемент нуаровский атмосферы. Зрителя он несколько успокаивает: если главный герой из будущего рассказывает нам историю про русский транзит, значит он выбрался живым из этой мясорубки. Хотя опытные киноманы знают, что в нуарах герои могут вещать за кадром и с того света.
Сейчас "Русский транзит" выглядит крайне дешево. Взять хотя бы боевые каратэ-сцены, в которых бойцы бьют воздух, а не морду противника. Сценарий не доработан, концовка смазана - возможно, из-за недостатка финансирования пришлось отказаться от важных эффектных сцен. Не хватило то ли денег, то ли мастерства на постановку трюков. Например, изображение автокатастрофы решается за счет грубого монтажа: вот машина целая - монтажный стык - вот машина побитая. Удивительно еще, что каждая серия (всего их 6) начинается с 5-минутной заставки с песней ДДТ "Это всё". Песня, конечно, хорошая, создающая определенное настроение, но такое расходование драгоценных минут хронометража кажется мне неэкономным. В целом, недоработок и ляпов в сериале критично много, поэтому сериал навсегда останется в истории только лишь в категории "ностальгия по 1990-м".
Моя оценка: 5/10