Найти тему
N + 1

Как борьба за научность иногда приводит к краху науки

Оглавление

Наука умеет много гитик. В том числе, умеет руками своих лучших представителей, в борьбе за репутацию учености и против наукообразного шарлатанства создавать внутри сообщества ученых непримиримые конфликты. И заодно фактически уничтожать возможность сотрудничества экспертов из разных исследовательских пространств. Как же выглядят современные войны за чистоту научного знания? И почему те, кто начинают эти битвы, всегда в проигрыше?

Джандоменико Тьеполо. «Венецианский шарлатан». Ок. 1765. Museo Nacional del Prado
Джандоменико Тьеполо. «Венецианский шарлатан». Ок. 1765. Museo Nacional del Prado

Половые признаки уравнений

Надо сказать, периодически самые разные ученые берут на себя функции «санитаров леса», устраивая в той или иной степени жестокие отповеди коллегам. Пожалуй, самый показательный пример масштабной борьбы за строгое соблюдение принципов научности и против излишней произвольности исследований можно обнаружить во второй половине 1990-х годов.

Именно тогда, в 1997 году на французском языке вышла книга физика Жана Брикмона и математика Алана Сокала «Интеллектуальные уловки: критика современной философии постмодерна». Через год текст был переведен на английский язык, а в 2002 появилось русскоязычное издание. В книге физик и математик рассматривали работы известных представителей современной гуманитарной мысли – Жиля Делеза и Феликса Гваттари, Жака Деррида, Жана Бодрийяра, Жака Лакана, Люс Иригарей, Юлии Кристевой, Поля Вирилио – и буквально ловили их на ошибках использования терминов и подходов из относительно далеких от них областей естествознания. А еще параллельно недвусмысленно глумились над стилем письма этих философов, психоаналитиков, социологов. Научным «соратникам» Брикмона и Сокала книга понравилась. Как писал в предисловии к русскоязычному изданию Сергей Капица: «Для нашего читателя появление этой книги особенно существенно, поскольку в последние годы при полной либерализации рынка идей были изданы многие из рассматриваемых сочинений, а сам постмодернизм стал привлекать все больше некритически мыслящих сторонников, превращаясь, как и на Западе, в моду философствования, метко названную эстетствующим иррационализмом».

Критика Брикмона и Сокала, впрочем, была глубже простой дискриминации постмодернистов в качестве подпевал капитализма, и имела несколько очевидных истоков. Как любых специалистов, их беспокоило (если не бесило, судя по интонациям) малоосмысленное – с авторской точки зрения – злоупотребление физико-математическими понятиями и терминами. Временами с их негодованием сложно не согласиться. Когда Люс Иригарей (чья «специализация» включает философию, психоанализ и феминистскую критику разных наук) предлагает интерпретировать теорию относительности с помощью художественных средств даже не постмодернизма, а поструктурализма, возникает вопрос: говорит ли она вообще о физической теории времени-пространства или ведет какую-то не слишком ясную языковую игру?

Вот наглядный пример размышлений Иригарей, ставших объектом пристального внимания в книге: «Обладает ли уравнение Е=mc2 половыми признаками? […] Допустим, что оно обладает такими признаками в той мере, в какой оно ставит скорость света в привилегированное положение по отношению к другим скоростям, в которых мы жизненно заинтересованы. Возможность обнаружения сексуальной подписи у этого уравнения я вижу не в прямом его использовании в ядерных вооружениях, а в том, что оно наделяет привилегированным статусом то, что перемещается с наибольшей скоростью». И хотя даже Фрейд замечал, что «иногда сигара – это просто сигара», Иригарей вчитывает в язык математики и физики сексуализированные интенции. Уловить в этом действии характерную для постмодернизма иронию довольно сложно. И лишь отчасти этот пассаж можно объяснить фундаментальной центрацией французских постструктуралистов на языковых практиках как потенциале и точке отсчета любых социальных явлений.

В гораздо большей степени эта «неряшливость» и чрезмерная свобода обращения с понятиями отражает установку всех критикуемых гуманитариев на релятивизм. Следовательно, их кредо становится принципиальный отказ признать, что возможно объективное познание действительности. Все, с чем имеет дело человек – не реальность, а ее конструкты. Потому так сладостно играть с позитивистски настроенными коллегами, полагающими, будто мир наблюдаем, следовательно, эмпирически познаваем. Для Брикмона и Сокала, очевидно наследующих как раз неопозитивизму с его атаками на метафизику (если не Просвещению с его требованием эмпирической проверки теорий), эта игра – кощунственна. Недаром они заявляют, что «лучший способ объяснить связность нашего опыта состоит в том, чтобы предположить, что внешний мир по крайней мере приблизительно соответствует его образу, который представляется нам чувствами».

И вот тут благородное стремление авторов огнем и мечом очистить современную науку от заразы постмодернизма обнаруживает свою окончательную несостоятельность. Апелляция к здравому смыслу для тех, кто знаком с современной гносеологией, теориями Имре Лакатоса и Пола Фейерабенда (продвигавшего вообще нормы эпистемологического анархизма), кажется весьма беззубой. Философы науки, наблюдающие за самыми разными исследовательскими подходами и дисциплинарными пространствами, уже как минимум с середины 1970-х годов утверждают: никаких универсальных критериев истинности знания, никаких устойчивых принципов научности обнаружить невозможно. Есть только борьба теорий, их сменяемость в процессе получения новых наблюдений и данных. Успех развития методологий зависит не от ярости нападок на тех, кто позволяет себе мыслить неортодоксально, а от чувствительности к мотивациям и системе умозаключений, стоящих за позициями тех или иных ученых. И, кстати, от умения применять в оценке каких-то явлений разные гипотезы ad hoc.

В случае Брикмона и Сокала такой навык позволил бы избежать превращения их труда в исключительно систему нападок на философов. Суть концепций которых, между прочим, самими авторами – как справедливо заметил Дмитрий Кралечкин (написавший послесловие, не вошедшее в русскоязычное издание книги) – остается не освоенной и описывается просто как «тотальная угроза разуму, рациональности, науке». И действительно, чего еще можно ожидать от людей, которые не блюдут дисциплинарные границы, произвольно играют с понятиями и вообще продвигают норму радикального сомнения, скептицизма и релятивизма! Наверное, ничего хорошего, по крайней мере, ничего конструктивного и стабильного. Впрочем, мистификация Брикмона и Сокала тоже вряд ли служит задаче закрепления норм строгой научности. Если только за таковые не принимать требование признать философию «плохой наукой», полной «нелепостей» и достойной лишь «смеха и недоверия».

В гораздо большей степени эта «неряшливость» и чрезмерная свобода обращения с понятиями отражает установку всех критикуемых гуманитариев на релятивизм. Следовательно, их кредо становится принципиальный отказ признать, что возможно объективное познание действительности. Все, с чем имеет дело человек – не реальность, а ее конструкты. Потому так сладостно играть с позитивистски настроенными коллегами, полагающими, будто мир наблюдаем, следовательно, эмпирически познаваем. Для Брикмона и Сокала, очевидно наследующих как раз неопозитивизму с его атаками на метафизику (если не Просвещению с его требованием эмпирической проверки теорий), эта игра – кощунственна. Недаром они заявляют, что «лучший способ объяснить связность нашего опыта состоит в том, чтобы предположить, что внешний мир по крайней мере приблизительно соответствует его образу, который представляется нам чувствами».

Скандалы, интриги, корчеватель

Существует и другой способ борьбы за научность: вместо споров о методах и подходах можно обратить внимание на степень ангажированности исследовательских позиций. «Правильный» ученый должен быть далек от предвзятости и, разумеется, активистских интенций – в общем, ему следует обладать каким-то особым качеством социальной стерильности. В противном случае, любое высказывание можно рассматривать как лоббирование определенных интересов или – того хуже – как попытку использовать вес академического эксперта в борьбе за политические преференции. И вот что странно. Май 1968 вроде бы показал, что можно оказаться на баррикадах и оставаться при этом ученым. Но современные исследователи предпочитают перепроверять этот исторический факт – с помощью экспериментов над коллегами.

Так, в прошлом, 2018 году научный мир потряс скандал-мистификация«жалобные исследования» («The Grievance Studies», другой вариант перевода на русский – «исследования обид»). Тогда трое ученых энтузиастов решили посмотреть, как выглядит актуальный уровень редакционной экспертизы в изданиях, тематически принадлежащих полю т.н. критической теории. В скобках замечу – потому, разумеется, подозреваемых в политической ангажированности. Для проверки гипотезы о низком качестве верификации поступающих в эти журналы текстов авторы подготовили десятки якобы научных статей, в некоторых случаях выглядевших вопиюще абсурдно. Например, они выдали за оригинальное сочинение несколько отредактированную версию главы опуса Гитлера «Моя борьба», а в другом тексте как будто убедительно доказывали преимущества экстраполяции квир-теории на культуру ухода за собаками. Часть из этих статей в итоге были опубликованы либо приняты к печати. Что, по мнению авторов проекта-мистификации означало – все пропало, наукой, по крайней мере в гуманитарных и социальных дисциплинах, и не пахнет.

Реакция наблюдавших за экспериментом коллег и широкой публики была разной. Одни утверждали, что иного результата было странно ожидать. Одно перечисление направлений, с которыми работали исследователи (среди прочего – gender studies, masculinities studies, queer studies, sexuality studies, psychoanalysis, critical race theory, critical whiteness theory, fat studies, sociology, and educational philosophy), провоцировало рассуждения о том, как в угоду прелестям активистской повестки и лоббированию политических интересов происходит предательство идеалов научности. Другие настаивали, что мистификация на самом деле была экспериментом над людьми, проводившимся с нарушением установленных для таких случаев этических норм. Постепенно споры поутихли, и скандал стал вехой в череде смешных (а чаще не очень) розыгрышей, с помощью которых ученые осуществляли публичный и при этом экспертный контроль за принципами существования и нормами жизни собственного сообщества.

В полном соответствии с консеквенциализмом как этической позицией можно решить, что цель и результаты подобных экспериментов (а в России лучше всего знакомы с историей статьи «Корчеватель: Алгоритм типичной унификации точек доступа и избыточности») полностью оправдывают моральную амбивалентность средств их реализации. С другой стороны, сложно не заметить в действиях таких ученых-пранкеров удивительную заносчивость. Предлагая себя в качестве экспертов по принципам научности, они как будто не видят неизбежной ограниченности своей оптики и как будто не знакомы с таким качеством, как интеллектуальная скромность. Между тем, этот специфический вариант «смирения» отсылает к приписываемому Сократу изречению «я знаю, что ничего не знаю». И, в общем, не важно, действительно ли так звучала максима и действительно ли Сократ ее произнес. Важно, что заложенный в ней смысл веками выступал основанием ответственности ученого. И те, кто готов отступить от этой традиции в пользу возможностей дисциплинировать коллег, точно не сделают науку «лучше» и не поспособствуют превращению ее в единственно легитимный способ познания мира. Они просто «наведут порядок» в области, которая развивается – в идеале – довольно анархично.

Оксана Мороз

***

Материал подготовлен в рамках проекта «The Earth Is Flat - Kак читать медиа?», реализуемого Гёте-Институтом в Москве и порталом COLTA.RU при поддержке Европейского союза