"Отец есть Бог, Сын есть Бог, Дух Святой есть Бог. Однако нет трех Богов, но один Бог" - гласит символ веры. Как возникло это учение?
Среди епископов первых веков существовали серьезные разногласия о природе Христа. Бог он или нет? Естественно, что разногласия порождают раздоры, и чтобы прекратить это был созван Никейский собор, на котором председательствовал император Константин. На тот момент он не был христианином. Как пишет один исследователь:
"Как и его отец, Константин поклонялся Непобедимому Солнцу... его обращение нельзя рассматривать как результат внутреннего расположения... Он руководствовался военными соображениями. Он никогда до конца не понимал христианского учения, но был уверен, что победу в битве дарует Бог христиан"
Вот такой человек сел решать религиозные разногласия. Но не это важно, а то, что называющие себя христианами выбрали судьей язычника.
Константин руководил обсуждением и сам предложил формулировку об отношении Христа к Богу, которая была принята другими. Ну а кто мог возразить императору? Но этот собор был лишь началом рождения учения о Троице. И позже, на Константинопольском соборе, император Феодосий принял последний постулат, что святой дух тоже бог. Сразу все приняли это утверждение? Нет. Предстояло пройти еще векам, чтобы учение о Троице стало общепринятым и не терпящим возражений. Религиозные учения стали, скорее, делом политики, нежели религиозного образования.
Божественная Троица не оригинальный вымысел тех соборов. Константин и Феодосий закрепили в христианстве уже известные религиозные воззрения языческих народов. Троицу или триады богов почитали еще задолго до появления этого учения в христианстве.
Триада Вавилона: Син, Шамаш, Иштар. Троица индуизма: Брахма, Вишну, Шиву, эти боги были объединены в одно божество(тримурти)
Если мы хотим понять сущность Христа, его положение по отношению к Отцу, то нужно обратиться к Библии. Только в этой книге можно найти объяснения.
В Библии мы не встречаем таких слов, как триединство или троица. Иисус говорит о нем, как о "едином(одном) истинном" Боге(Иоанна 17:3). Некоторые сторонники троицы указывают, что в еврейских писаниях(ветхий завет) слово "бог"(элохах) употребляется во множественном числе(элохим) по отношению к истинному Богу. Дает ли это повод считать Бога Библии троицей? Нет, так как, эта же форма обращения использовалась и к ложным богам, Ваалу, Дагону. Можно сравнить с современным местоимением "вы", которые обозначает множественное число, но при обращении к одному человеку означает уважительно обращение. К тому же, человек не может увидеть Бога и остаться в живых(Исход 33:20, 1 Тимофею 6:16), а Иисуса видели многие.
Каково положение Иисуса Христа? Иисус первое творение Бога, через него Бог создал всё, что на небесах и на земле(Колоссянам 1:15,16; Откровение 3:14). Об этом же упоминается в Притчи гл.8 и в 1 Коринфянам 8:6. Иисус называется "единородным сыном"(Иоанна 1:14;3:16). Что означает "единородный"?Порожденный кем-то, в данном случае, Иисус порожден своим отцом Богом. Такое же слово употребляется к Исааку по отношению к Арааму. И оно никоим образом не означает равенство положений.
Искушение Христа Дьяволом (Матфея 4:8,9). Что сказал в ответ Иисус? "Богу твоему поклоняйся...". Это хорошо показывает, что Иисус ценил свое поклонение Богу. Если бы Иисус был самим Богом, то искушение теряет смысл.
О чем говорит факт искупления? 1 Тимофею 2:5,6 - " Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех". Иисус назван последним Адамом. Первый совершенный человек Адам потерял совершенство и расположения Бога не только для себя, но и для всех своих потомков. Последний Адам, Иисус, родившись как совершенный человек, своею жертвою дал надежду верящим в эту жертву привести их к совершенству. Это равноценность выкупа. Если бы Бог принес себя в жертву, то выкуп был бы не равноценен, и не мог бы называться таковым. Чтобы принести выкуп Иисус стал ниже Ангелов(Евреям 2:9).
Как называли Иисуса его противники?Иисус встретил двоих людей, которые были одержимы злыми духами. И они кричали ему "что тебе до нас, Иисус, сын Божий?"(Матфея 8:29). Естественно и падшие ангелы знают, что Иисус не Бог, а сын Божий. Ученики Христа говорили о нем, как о посреднике между Богом и людьми(1 Тимофею 2:5)
Уже позже, в своем Евангелии, Иоанн написал: "Бога не видел никто никогда"(Иоанна 1:18). Иисус открыл истинные знания о своем Отце.
Свидетельство Бога об Иисусе. Во время крещения Иисуса все присутствующие услышали как Бога назвал Иисуса своим сыном(Матфея 3:17). Сторонники троицы указывают на слова Христа "я в отце, а отец во мне" как на доказательство, что Бог и Христос одна личность. Но Иисус сам поясняет, что он делает только то, чему научил его Отец(Бог)(Иоанна 8:26-29), а значит он ниже своего отца по положению.
Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру...
Итак, Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.
Если бы Бога был бы триедин, то об этом было бы ясно изложено в Библии. Бог заинтересован, чтобы люди знали о нем правду. И наоборот, Дьявол назван отцом лжи, ему совсем невыгодно, чтобы люди знали истинного Бога. Но как бы он не сопротивлялся, Бог не дал уничтожить или исказить свое слово в угоду языческим учениям. Мы и ныне можем, взяв в руки Библию, отделить истину от лжи.