На этой неделе я ездила в Москву. Дел у меня там было немного, я быстро управилась и решила прогуляться пешком по Бульварному кольцу.
В эти дни там как раз проходит фестиваль «Времена и эпохи». Прямо вдоль бульваров разместилось что-то вроде музея под открытым небом. Мастерские оружейников, кузницы, военные укрепления, предметы быта… А главное – это люди в костюмах прошлых веков и в мундирах разных армий, которые охотно общаются, отвечают на вопросы, проводят экскурсии.
И все это – в действии, в динамике, с возможностью дотронуться руками, поучаствовать лично. Надо видеть глаза мальчишки лет 10-11, когда ему разрешили распилить небольшой деревянный брусок. В школах сегодня нет мастерских, родителям вечно некогда, мальчик впервые держит в руке «взрослый» инструмент.
В тени деревьев отдыхают «солдаты», предлагая желающим разделить их обычный воинский досуг: поиграть в крокет и в настольные игры. Желающие находятся. В основном дети.
«Индейцы» показывают как устроен типи и как выглядят мокасины. Рядом «старатель» промывает золотой песок.
На соседнем бульваре «викинги» строят ладью. А еще дальше «солдат» российской армии рассказывает о битвах. Он настолько сроднился со своим мундиром, что уже кажется, будто он и впрямь только что вернулся с крымской войны.
Мне вот о чем подумалось. Мы столько говорим про то, что школы устарели, что учителя не нужны, что их заменят роботы. Что теперь дети будут учиться дистанционно и добывать информацию в интернете. Хорошо, пусть я ретроград.
Но вот же он – ваш хваленый системно-деятельностный подход. Обучение через возможность потрогать все руками, что-то сделать самому. Но главное - лично пообщаться с носителем знаний. И этот носитель - не робот, не компьютер, а живой увлеченный человек. И пусть даже это не учебный класс, и пусть даже перед вами не учитель – какая разница! Все равно живого общения ничто не заменит. Никогда не поверю, что может быть иначе.